Человек издавна стремился освоиться в водной среде. Это давалось ему с трудом, как-никак, люди по природе своей – существа сухопутные.
Но шли столетия, наука и техника не стояли на месте, прокладывая дорогу в подводный мир. В итоге родилась профессия водолаза.
Ремонтники, строители, добытчики
Всё, созданное руками человека, рано или поздно нуждается в ремонте. И если это «всё» полностью или частично находится в воде, то без водолазов не обойтись. Они обследуют погружённые участки судов, трубопроводов, линий связи, мостов, шлюзов, причалов; выявляют и устраняют поломки.
Возведение сооружений и конструкций, находящихся в воде, не обходятся без водолазов-бетонщиков, водолазов-сварщиков и резчиков. Водолазы роют подводные котлованы, углубляют дно водоёмов.
На нефтяных платформах и вышках подводной газодобычи трудятся водолазы-осмотрщики. Они регулярно проверяют всё работающее оборудование. Вверх-вниз по буровой установке их перемещает особый лифт. Чувствительные приборы помогают проверить все стыки, сварочные швы. Водолазы устраняют дефекты, прокладывают трубопроводы, занимаются консервацией, расконсервацией и ликвидацией скважин. Многим памятен взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 году. Тогда, благодаря водолазам, удавалось быстро находить разорванные трубы, из которых в воду поступала нефть.
«Скорая помощь»
Так можно было назвать водолазов, которые ликвидируют последствия разнообразных чрезвычайных ситуаций и аварий. Например, в порту на винт парохода намоталась гора мусора. Приходится водолазам очищать многотонные лопасти от груды канатов, кусков плёнки и прочего хлама. Или прочёсывать дно в поисках потерь – от золотого кольца до лодочного мотора или упавшего в море квадрокоптера.
Частенько водолазы спасают не бездушную технику, а живых, но неосторожных людей – купальщиков, рыбаков на льдине, ребёнка, провалившегося в полынью. Они становятся ликвидаторами последствий стихийных бедствий – наводнений, цунами, прорывов плотин и дамб.
Нередко спасатели работают «на опережение»: в местах массового отдыха обследуют дно пруда, озера, реки, моря. Обычное для них дело – подъём затонувших грузов, судов, машин. Классическим примером подобных операций может служить спасение груза с крейсера «Лаурентик». А груз был непростой – …
43 тонны подводного золота
В январе 1917 года британцы загрузили на «Лаурентик» 3211 золотых слитков – плату за товары, которые поставили канадцы воюющим англичанам. Корабль вышел в море, но близ Ирландии напоролся на немецкую мину. 43 тонны золота в считанные минуты ушли с ним на дно.
Палубы судна лежали на глубине всего 18 метров. Но место было открыто всем ветрам, а по дну гуляли сильные течения. Они сбивали водолазов с ног, погружениям мешали высокие волны. Водолазы всё-таки обнаружили люк для погрузки, взорвали стальную дверь и решётку за ней. Через две недели, добрались до кладовой, вскрыли её и увидели штабеля небольших ящичков. Каждый – 64 кг весом.
Драгоценный груз ежедневно подымали на поверхность. Но тут грянули осенние штормы. Через неделю море успокоилась, и водолазы обнаружили, что люк провалился на 30-метровую глубину, а волны смяли корпус в гармошку. Снова расчищали дорогу, вошли в кладовую, а она … пуста! Ящики рухнули метров на тридцать вниз и перемешались с обломками дерева и металла.
Операция длилась с перерывами пять лет. Штормы наносили в трюм тонны песка и камней. Их размывали струёй воды под высоким давлением. Шаг за шагом водолазы разбирали корпус крейсера и вслепую, иногда вниз головой искали в песке золото. Спасатели научились на ощупь отличать его от камня или куска стали. В 1923 году утерянными оставались лишь 25 слитков. Поиски прекратили.
Это была образцовая водолазная операция. 5000 погружений – и ни одной потери или травмы. В очень непростых условиях крейсер буквально перебрали по кусочкам. Для неожиданных проблем находили нестандартные решения. И все усилия оказались не напрасны.
Водолазы нужны всем
Да, эта профессия считается редкой. На самом же деле, водолазы необходимы многим:
- учёным – для взятия проб воды, грунта, горных пород, флоры и фауны, для фото– и видеофиксации подводного мира, поиска древних артефактов;
- в армии и на флоте – для разведки, охраны, осмотра и ремонта кораблей, установки мин, разминирования и диверсий против противника;
- криминалистам – для поиска под водой орудий преступления и прочих улик;
- туристам – как спасатели, инструкторы по дайвингу, сопровождающие при экскурсиях;
- водолазам – как учителя и наставники для тех, кто только-только выбрал эту нелёгкую работу.