Главная / Человек / Значение Индийского океана для людей и его хозяйственное использование

Значение Индийского океана для людей и его хозяйственное использование

Третий по величине на нашей планете, Индийский океан существенно уступает первым двум, Тихому и Атлантическому, по уровню хозяйственного использования его природных богатств. Наиболее активно его воды используются в качестве транспортных путей, связывающих экономики разных материков.

Целенаправленное изучение и освоение его ресурсов началось лишь во второй половине ХХ века. Оказалось, что они чрезвычайно разнообразны и огромны, а их освоение может дать мощный толчок развитию нашей цивилизации.

Биоресурсы Индийского океана

Как показывают многочисленные исследования, доступные для освоения биологические ресурсы расположены преимущественно в шельфовых зонах океана, где вода прогревается солнечными лучами и постоянно обогащается кислородом. Несмотря на огромную площадь Индийского океана, в его водах добывается не более 5% общемировых уловов рыбы и морепродуктов. Государства Африки и Азии, имеющие выход к побережью Индийского океана, не обладают необходимыми для развития современного рыбного промысла технологиями и ресурсами. Лов рыбы в этих водах, как правило, ведут теми же способами, что и сто лет назад, обеспечивая продуктами моря только местное население прибрежных районов.

С точки зрения продуктивности рыбного промысла следует отметить северо-западную часть Индийского океана и восточное побережье Африки. В прибрежных зонах ведётся активный лов сардины, хамсы, тунца, скумбрии, а также нескольких видов акул. Кроме того, в этих регионах добывают морских ракообразных – омаров, лангустов, креветок. Немалую часть добычи составляют кальмары. В последние годы Индия, Таиланд и Пакистан активно модернизируют рыбопромысловую отрасль, что позитивно сказывается на объёмах добываемой рыбы.

Ещё один важный регион для рыбного промысла – субантарктический пояс Индийского океана. Его объектами являются путассу, нототения, а также экзотическая в нашей стране рыба клыкач, которая поступает преимущественно на рынки Юго-Восточной Азии.

Природные ископаемые

В настоящее время объектами подводной добычи полезных ископаемых являются только топливно-энергетические ресурсы – нефть и природный газ. Их добывают в Персидском заливе, на шельфовой области Индостана, в проливе Басса. Добыча нефти в Персидском заливе ведётся на глубинах 60-70 метров, разведанные запасы «чёрного золота» превышают 10,6 миллиардов тонн. Нефтеносные пласты обнаружены на австралийском шельфе, крупные запасы газа – у побережья Бангладеш. Начата разработка залежей в Камбейском заливе, где запасы оцениваются в 190 миллионов тонн нефти.

В прибрежных зонах Мозамбика, у островов Мадагаскара и Шри-Ланки геологами найдены залежи ценных руд – ильменита, монацита, циркониевых и рутиловых руд, начата разработка некоторых месторождений. Шельфы Индонезии, Таиланда и Мьянмы богаты касситеритом – рудой, из которой добывают олово.

Рифовые области оказались богаты месторождениями марганца, хрома, меди и железа, а также железомарганцевыми конкрециями. В нескольких регионах обнаружены скопления фосфоритовых конкреций, однако их добыча в настоящее время не ведётся.

Морские перевозки

Страны Африки, Австралия, Индия, Пакистан и ряд государств Юго-Восточной Азии представляют собой преимущественно сырьевые экономические образования. В структуре грузопотоков преобладает перевозка нефти и минеральных ресурсов из этих стран к местам переработки – в Китай, страны Европы.

В отличие от других макрорегионов, в азиатской части Индийского океана до сих пор существенную долю грузового флота составляют небольшие парусные суда. Их эксплуатация связана с ограниченностью средств местных транспортных компаний, которые не могут себе позволить приобретение современных грузовых судов. Перевозки осуществляются в нескольких направлениях:

  • Ближний Восток. Основную долю грузоперевозок составляет сырая нефть, которую транспортируют в точки переработки. Транспортировка осуществляется, в основном, на небольшие расстояния, танкеры курсируют между Персидским заливом и Красным морем.
  • Дальний Восток. Морская трасса соединяет порты Японии, Кореи и Китая с Персидским заливом, проходит через Зондский и Малаккский проливы, остров Шри-Ланка. В потоке грузов преобладает нефть и продукты её переработки, несколько меньший объём составляет минеральное сырьё.
  • Южная Африка. Морской транспорт движется между Персидским заливом и мысом Доброй Надежды, перевозя нефть с Ближнего Востока и руды из Африки. Промышленная продукция транспортируется в обратном направлении, из Европы и Северной Америки.
  • Австралия. Самый отдалённый континент соединяют с другими макрорегионами три направления транспортных потоков: ближневосточное – для перевозки нефти в Австралию, зерна и изделий промышленности в обратную сторону, дальневосточное – для поставок угля в Китай и потребительских товаров обратно, Мьянма и Бангладеш – для поставок в Австралию риса и другой сельскохозяйственной продукции.

Рекреационное использование Индийского океана

Важной составляющей бюджета многих стран, принадлежащих к бассейну Индийского океана, является курортно-туристическая деятельность. Тропический и субтропический климат позволяет принимать отдыхающих круглый год, причём каждая страна предлагает свои особенности для привлечения иностранных туристов.

Основой всегда остаётся пляжный отдых, но помимо него Индия, Мьянма, Таиланд, Египет и некоторые другие государства вызывают интерес обилием исторических и культурных памятников, ОАЭ и Оман – возможностью дешёвого шопинга, островные государства – тропической экзотикой, африканские страны – участием в сафари.

А теперь оцените статью

Средний балл 4 / 5. Число голосов: 4

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: