Главная / География / Керченский пролив: где находится, что соединяет, история открытия

Керченский пролив: где находится, что соединяет, история открытия

Единственной перемычкой, соединяющей Азовское море с Чёрным, а через него – с Атлантическим океаном, является Керченский пролив. Он располагается между Крымом и Таманским полуостровом и является важной судоходной артерией для портов Азовского моря.

Вид с башни Еникальского маяка на Керченский пролив. Wikimedia Commons / Solundir (CC BY-SA 3.0)

Важность Керченского пролива сложно переоценить: достаточно сказать, что без него Азовское море превратилось бы в огромное озеро.

Особенности Керченского пролива

Водный путь из акватории Азова в Чёрное море, а через него – в Средиземное море и Атлантику был известен, как минимум, с античных времён. Протяжённость Керченского пролива – около 45 километров, ширина в самом узком месте – 4,5 километра. Основным его недостатком является небольшая глубина: в самом глубоком месте она достигает всего 18 метров. Чтобы исправить этот недостаток и сделать пролив судоходным, был создан Керчь-Еникальский канал.

На западном берегу пролива находится город Керчь. В античные времена на этом месте стоял богатый греческий город Пантикапей, через который велась активная торговля с народами, населяющими причерноморские степи. Сегодня Керчь является крупным центром судостроения и металлургии. В городе имеется морской порт, где возведены терминалы по перевалке сжиженного газа и нефтепродуктов. До 2020 года функционировала паромная переправа, с помощью которой автомобили, железнодорожные составы и пассажиры попадали в Крым из Краснодарского края. Сегодня берега Керченского пролива соединяет Крымский мост.

История Керченского пролива

С точки зрения геологии Керченский пролив является довольно молодым образованием. На его месте в течение многих миллионов лет разливались воды Чёрного моря, однако около 25 миллионов лет назад дно моря начало медленно подниматься. Тектонические процессы завершились около миллиона лет назад.

Древние греки называли пролив «Коровьим бродом», или Киммерийским Боспором, так как, согласно мифам, именно здесь прошёл путь речной нимфы Ио в образе коровы. Несчастная Ио была возлюбленной верховного бога Олимпа, Зевса. Узнав об этом, супруга Зевса Гера превратила девушку в корову и послала огромного овода, приказав ему всё время жалить Ио.

Керченский пролив со спутника. Wikimedia Commons / NASA.

Спасаясь от укусов, корова бросилась в воду и переплыла пролив. Легенда имеет под собой реальную основу: в древности воды пролива в зимнее время покрывались прочным льдом, и кочевники перегоняли по нему стада на продажу.

После падения Византии Керченский пролив был под контролем генуэзских купцов, которых спустя несколько столетий сменили османы. С 1771 года Керчь, как и остальной Крым, вошёл в состав Российский империи.

Керчь-Еникальский канал

Поскольку естественная глубина Керченского пролива была очень невелика, в конце XIX века было принято решение об углублении дна и строительстве судоходного канала, в который могли бы заходить крупные суда. Он был назван Керчь-Еникальским, так как находился на территории Керчь-Еникальского градоначальства, которое курировало дноуглубительные работы. В 1877 году его глубина составила всего 5,7 метров, однако впоследствии канал несколько раз подвергался реконструкции. В 1908 году его глубина достигала 7,3 метра, а протяжённость – 26 километров.

Работы по расчистке и углублению канала были возобновлены лишь после Великой Отечественной войны. В настоящее время его глубина поддерживается в пределах от 8,3 до 9,2 метра, ширина достигает 120 метров. Канал способен пропускать до 150 судов в течение суток. Движением судов управляет администрация морского порта Керчь.

Крымский мост

Без преувеличения, мировую известность Керченский пролив получил в результате строительства Крымского моста. Это грандиозное сооружение длиной 19 километров, состоящее из автомобильного и железнодорожного путей. Согласно расчётам, мост выдерживает 9-балльное землетрясение. Он состоит из 596 опор, каждая из которых весит около 400 тонн. Мост проходит на высоте 35 метров над уровнем моря, длина одного пролёта равна 227 метрам.

Крымский мост. Wikimedia Commons / Rosavtodor.ru (CC BY 4.0)

Через Крымский мост в течение суток могут проехать 38 тысяч автомобилей и 47 пар железнодорожных составов. В строительстве участвовали около 20 тысяч человек. Ажурные пролёты стали настоящей визитной карточкой Керченского пролива, на фоне которых обязательно фотографируется каждый турист, приезжающий на отдых в Крым.

А теперь оцените статью

Средний балл 4 / 5. Число голосов: 6

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


2 комментария

  1. владимир

    нигде нет координат начала и конца пролива…

  2. владимир

    где начало и конец пролива?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: