Средиземное море занимает немногим меньше 1% поверхности Мирового океана. Оно со всех сторон окружено сушей: Европа, Малая Азия, Африка. Пополнение водных запасов происходит за счет стока рек – Роны, Аржанса, Лесуса или водообмена с Атлантикой через проливы. Наиболее известный и значимый пролив – Гибралтарский, он находится между Европой (Пиренеи) и Африкой (Марокко).
Ежегодный приход воды из Атлантики превышает 55 тыс. км³. Гибралтарский пролив – это внешние ворота Средиземноморья. Не менее важны и другие проливы, соединяющие полузамкнутые участки с основной акваторией.
Эгейское море
Пролив Андикитира шириной 20-30 км соединяет Средиземное море с Эгейским. Он расположен между южным берегом материковой Греции и островом Крит. Эгейское море через пролив Дарданеллы имеет выход в Мраморное, Черное и Азовское моря.
Через пролив Китира из Эгейского моря можно попасть в Ионическое и далее через Мессинский пролив – в Тирренское море или основную акваторию Средиземного моря у южного побережья Сицилии.
Адриатическое море
Зажатое между Италией и Балканами Адриатическое море сохраняет свою доступность из основной акватории Средиземного моря только благодаря проливу Отранто, расположенному между Италией и Албанией.
В Адриатическом море находится также Новский пролив, соединяющий два залива восточной части акватории на побережье Хорватии (Велебитский и Новиградско-Море). Возле Далматинского побережья, а это страны Хорватия и Черногория, находятся многочисленные острова, соединенные между собой безымянными проливами, через которые осуществляется внутренний трафик людей и грузов.
Тирренское море
Средиземное и Тирренское моря связаны через Бонифациев пролив длиной 20 км и шириной 11 км. Неширокий и неглубокий морской проход между французской Корсикой и итальянской Сардинией значительно сокращает логистику туристических и коммерческих маршрутов.
Пролив Бонифачо является претендентом на статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он популярен у туристов благодаря доступности, красивой природе, а также возвышающейся на белом слоистом берегу средневековой крепости Бонифачо.
Тунисский пролив
Морской трафик между южными архипелагами Италии и африканским побережьем (мыс Бон) обеспечивает Тунисский пролив шириной свыше 150 км. Сейчас пролив стал героем негативных новостей из-за постоянных проблем со стремящимися в Европу африканскими нелегалами.
Красное море
Кроме выхода в Атлантику, Средиземное море имеет удобную связь с морями Индийского океана. Бесшлюзовый судоходный Суэцкий канал играет роль безопасного пролива длиной 160 км. Он предназначен для перехода кораблей из акватории Средиземного моря в воды Красного моря (Индийский океан) с возможностью дальнейшего трафика в Аденский залив, море Банда и т.д.
Суэцкий канал максимально практичен и функционален. Он пропускает корабли водоизмещением до 240 тыс. тонн, оснащен участками для расхождения встречных судов.
Проливы Средиземного моря обеспечивают потребности в транспортных связях между отдельными акваториями и за пределами Средиземноморья. Гибралтар, Дарданеллы и Суэцкий канал способствуют удобному внешнему судоходству в любом направлении, включая короткий маршрут в Индийский океан.
В ближайшей перспективе – строительство еще одного искусственного пролива «Стамбул» для соединения Мраморного и Черного морей аналогично Босфору. Сроки завершения строительства определены 2027 годом.