Главная / География / Панамский канал: где находится, что соединяет, история строительства

Панамский канал: где находится, что соединяет, история строительства

Как известно, между Северной и Южной Америками располагается Панамский перешеек, соединяющий оба материка. Из-за него морское сообщение между северным и южным побережьями было затруднительным.

К примеру, чтобы из Нью-Йорка попасть в Сан-Франциско, необходимо было пересечь экватор, обогнуть южную оконечность материка по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн, затем вновь подняться к экватору и далее следовать вдоль тихоокеанского побережья США. При благоприятной погоде плавание длилось около месяца, штормы и ураганы могли задержать путешественников ещё на месяц или более. Остро необходим был путь, позволяющий кораблям преодолевать перешеек. Им стал Панамский канал, открытый для судоходства в 1914 году.

Где находится Панамский канал?

Уникальное инженерно-техническое сооружение, Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой с северо-запада на юго-восток. Его протяжённость составляет 80 км. Со стороны Атлантики он берёт начало в Лимонской бухте, проходит через озеро Гатун и заканчивается в Панамской бухте, выходящей в Тихий океан.

Канал состоит из четырёх «ступеней», соединяемых шлюзами, верхняя из которых находится на высоте 26 м над уровнем моря. Общая ширина канала – 150 м, глубина – 12 м, что позволяет пропускать через него даже крупные контейнеровозы и танкеры. Шлюзы располагаются попарно, чтобы пропускать суда в обе стороны. В среднем, на проход судна по каналу необходимо 9 часов, но при необходимости преодолеть все шлюзы можно всего за 4 часа. В течение суток канал могут преодолеть не более 48 судов.

Первый этап строительства

После успешного завершения строительства Суэцкого канала французский инженер Ф. Лессепс обратил свой взгляд на Панамский перешеек. На тот момент между США и Великобританией действовало соглашение, согласно которому ни одна из этих стран не имела права инициировать строительство канала, поэтому интерес Франции был горячо одобрен обеими державами.

В 1880 году Лессепс основал «Всеобщую компанию канала между океанами», которая брала на себя разработку и реализацию проекта. Предполагалось, что работы будут продолжаться в течение 12 лет. Французское правительство выделило 600 миллионов франков золотом. Кроме того, были выпущены акции, которые распространялись среди населения и принесли в кассу проекта ещё почти миллиард франков.

Согласно первоначальному плану, русло канала должно было пролегать ниже уровня моря. Однако из-за трудностей с преодолением скальных грунтов от этой идеи через несколько лет пришлось отказаться в пользу ступенчатой структуры русла. Проектированием шлюзов занялся ещё один знаменитый инженер А.Г. Эйфель. Несмотря на это, работы продвигались крайне медленно.

Лессепс не учёл, что земляные работы будут проводиться не в податливых песках, а в твёрдых скальных грунтах, что требовало совершенно иных технологий – в частности, масштабного применения взрывчатки для дробления камня. Условия работы были крайне тяжёлыми: жара и высокая влажность изнуряли рабочих, а скудное питание и антисанитария приводили к постоянным вспышкам малярии и жёлтой лихорадки. Смертность среди рабочих была ужасающей: по некоторым сведениям, на строительстве Панамского канала погибли около 20 тысяч человек. Из-за этого строительство постоянно испытывало недостаток в рабочей силе.

Панамский скандал

В 1888 году рытьё канала пришлось остановить, так как финансовые средства, собранные на осуществление проекта, были исчерпаны. Банкротство «Всеобщей компании» потрясло Францию, 700 тысяч мелких вкладчиков потеряли свои деньги, многие из них были полностью разорены. Правительство провело расследование, в результате которого выяснились ужасающие подробности.

Примерно две трети средств компании были израсходованы не на выполнение работ, а на подкуп прессы и государственных чиновников, а также были просто разворованы. В махинациях участвовали многие известные политики, члены парламента и кабинета министров. За 7 лет, прошедших с момента начала работ, была выполнена только шестая часть от запланированного объёма. Зато потраченные средства вдвое превысили первоначально указанную сумму.

Расследование продолжалось около трёх лет, с 1892 до 1895 год, после чего состоялся суд. На скамье подсудимых, однако, не было представителей правительства, политиков или других влиятельных лиц. В числе обвиняемых оказались Лессепс и его сын, который был вице-президентом компании, Эйфель и ещё два человека, входивших в руководство компании. Все они были приговорены к пяти годам заключения и денежным штрафам, однако спустя несколько месяцев суд высшей инстанции отменил приговор. Вскоре Лессепс, которому на тот момент исполнилось 89 лет, не выдержав позора, умер.

Завершение строительства канала

Банкротство Панамской компании привлекло к строительству канала внимание американцев. Они больше, чем любая другая страна, были заинтересованы в наличии водного пути через перешеек. После негласных переговоров возобновлённая французским правительством «Всеобщая компания» продала Соединённым Штатам незавершённое строительство со всей проектной документацией и строительным оборудованием. Стоимость сделки составила всего 40 миллионов долларов.

Одновременно произошёл государственный переворот, в результате которого Панама отделилась от Колумбии и объявила себя независимым государством. Места в его правительстве заняли люди, лояльные к США. Одним из первоочередных решений новой власти стала безвозмездная передача земель вдоль трассы канала в пользование США.

Продолжение строительства было возложено на американское Министерство обороны. Для рытья канала были использованы инновационные для того времени технологии и строительная техника: взрывные работы по методу бурения скважин, паровые экскаваторы, разгрузчики и др. Впоследствии было подсчитано, что 120 рабочих на стройке в течение 8-часового дня выполняли работу, для которой при использовании ручного труда понадобилось бы более 5,5 тысяч человек. Кроме того, были осушены болота, поддерживавшие размножение комаров – переносчиков жёлтой лихорадки и малярии, в результате чего существенно снизилась смертность среди рабочих.

В августе 1914 года по Панамскому каналу прошёл первый корабль – пароход «SS Ancon». Однако официальное открытие состоялось лишь в 1920 году.

А теперь оцените статью

Средний балл 4.5 / 5. Число голосов: 2

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: