Тяжелый субарктический климат и скудность биоресурсов материковой части русского Севера (Малоземельская и Большеземельская тундры) вынудили древних поморов заняться поиском новых источников пропитания сначала в водах Белого, а затем и Баренцева морей.
Богатые моржами, рыбой и тюленями прибрежные воды веками обеспечивали поморам сытую жизнь и налаженный во всех отношениях быт.
Выход в Карское море
Еще в XII-XIII вв. поморы в погоне за стадами трески, наваги, сайды, омуля освоили на парусно-гребных карбасах безопасные маршруты вдоль северных границ современного побережья Архангельской области. В честь их свершений большой пролив в Баренцевом море между островами Сенгейский и Колгуев получил название Поморского.
Далее на пути стояли высокие берега полуострова Канин. Со временем нашлись смельчаки, которые обогнули полуостров и через акваторию Индигской губы добрались до северной оконечности острова Вайгач, тем самым сделав важное географическое открытие, о котором даже не подозревали. Именно поэтому история открытия Карских ворот обходится без конкретных имен, принося дань уважения коллективным стараниям.
Карские ворота – широкий пролив (свыше 50 км) между архипелагом Новая Земля и Югорским полуостровом, через который возможен удобный переход из Баренцева моря в Карское и обратно. Это важное звено Севморпути в пределах южного маршрута Западного сектора Арктики. Безопасность Карских ворот определяет глубоководный фарватер с глубинами свыше 100 м.
Что соединяют Карские Ворота?
Пролив Карские ворота – прямой маршрут между юго-западной частью Карского моря и Печорским морем (юго-восточная акватория Баренцева моря). Через Карские Ворота налажены короткие маршруты из Атлантики в Чукотское или Восточно-Сибирское море. Сейчас через Карские ворота плавают суда из Архангельска и Мурманска в Тикси, Диксон, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
Из-за ранней зимы навигационный период продолжается 4-5 весенне-летних месяцев. Далее судоходство возможно только в сопровождении ледокола. Это одна из ключевых причин низкой популярности пролива у судоходных компаний. Также на трафик влияет устаревшая портовая инфраструктура. В среднем, за год через Карские ворота проходит до 500 больших коммерческих судов, что все же меньше, чем через альтернативные Суэцкий и Панамский каналы.
Исследования Карских ворот
Активизация освоения Северного морского пути в XVI-XX вв. потребовала более детального изучения маршрута для максимально безопасного судоходства. Непосредственное участие в исследовании Карских Ворот принимали российские и иностранные ученые:
- основатель физической океанографии Ф. Нансен;
- арктический исследователь Э. Толль;
- географ, геофизик, астроном О. Шмидт (совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию).
Карские ворота, как часть Северного морского пути, сохраняют и приумножают свой транзитно-транспортный потенциал. Объемы перевозок постоянно растут, сейчас это 25-32 млн тонн в год.
В ближайшей перспективе наращивание ежегодных объемов перевозок до 40-42 млн тонн в основном за счет транспортировки угля, сжиженного газа, руды и металлов. Под эти перспективы происходит масштабное обновление атомного ледокольного флота (проекты 10520, 22220).