Атлантический океан является вторым по величине на нашей планете. Он занимает площадь 91,66 млн км² и омывает сразу четыре материка, а также множество островов и архипелагов. В акватории Атлантики находится свыше 30 проливов.
Многие из них имеют стратегическое значение для судоходства и обеспечивают проход как грузовых, так и пассажирских и военных судов. Рассмотрим 7 крупнейших проливов Атлантического океана и их роль в международном транспортном сообщении.
Гибралтарский пролив
Гибралтарский пролив является межконтинентальным и отделяет северо-западное побережье Африки от Пиренейского полуострова. Его длина составляет 65 км, ширина варьируется от 14 до 44 км. Гибралтар позволяет судам свободно перемещаться между Атлантикой и Средиземным морем. На его берегах находится несколько важных портов, включая Танжер, Альхесирас, Сеуту. Несмотря на то, что пролив находится в территориальных водах Испании и Марокко, в соответствии с Конвенцией ООН все суда имеют право свободного прохода по Гибралтару.
Ла-Манш
Пролив Ла-Манш отделяет Францию и Великобританию. Он имеет длину 560 км и связывает между собой Атлантику с Северным морем. Наименьшая ширина пролива составляет 32 км, максимальная – 240 км. На берегах работают крупные порты:
- Гавр;
- Саутгемптон;
- Шербур;
- Портсмут.
Под водами Ла-Манша тянется Евротоннель – один из крупнейших в мире. Он проходит на расстояние около 51 км и позволяет перемещаться на поездах или автомобильным транспортом. Благодаря строительству тоннеля дорога между Лондоном и Парижем занимает всего 2 часа 15 минут.
Босфор
Босфор находится на расстоянии тысяч километров от Атлантического океана, но относится к его бассейну. Он проходит между Малой Азией и Европой, соединяя Черное и Мраморное моря. В тандеме с проливом Дарданеллы, Босфор позволяет судам выходить из Черного моря в Средиземное, а затем выбираться в Атлантику. Длина пролива составляет 30 км, ширина – до 3,7 км. На обоих берегах Босфора находится город Стамбул. Проход кораблей по проливу контролируется Турцией.
Датские проливы
Датские проливы представляют собой целый комплекс водных проходов, которые обеспечивают связь Атлантики с Балтийским морем.
Они располагаются между двумя полуостровами (Скандинавским и Ютландским), позволяя судам свободно перемещаться мимо островов Дании. К крупнейшим датским проливам относятся:
- Большой Бельт;
- Скагеррак;
- Малый Бельт;
- Эресунн;
- Каттегат.
Магелланов пролив
Магелланов пролив отделяет Южную Америку от Огненной Земли. До строительства Панамского канала он имел стратегическое значение для судов, поскольку был единственным морским маршрутом между Атлантическим и Тихим океаном. Пролив тянется на расстояние 575 км. Во многих местах он извивается и сужается до 2,2 км, что делает его сложным для навигации. Во избежание катастроф суда следуют по проливу с обязательной морской проводкой, которая осуществляется на участке между Атлантикой и городом Пунта-Аренас.
Пролив Дрейка
Как и Магелланов пролив, Дрейка позволяет попасть из Атлантики в Тихий океан, однако отличается сложной ледовой обстановкой и частыми бурями, поэтому обеспечивает безопасное судоходство только при спокойных погодных условиях и лишь для больших кораблей. Пролив относится к самым широким и глубоким в мире. Его ширина составляет от 820 до 1120 км, а глубина достигает 5249 м. С севера воды пролива омывают мыс Горн – самую южную точку Южной Америки. Берега пролива Дрейка являются необитаемыми, если не считать нескольких населенных пунктов в соседнем проливе Бигл.
Датский пролив
Датский пролив часто называют Гренландским. Он находится в северной части Атлантики и отделяет Гренландию от Исландии. По проливу можно попасть из моря Ирмингера в Гренландское море.
Его протяженность доходит до 480 км, ширина составляет около 290 км. Пролив является зоной промышленной добычи рыбы. В его водах вылавливают:
- семгу;
- мойву;
- камбалу;
- треску;
- палтуса;
- зубатку.
На берегу Датского пролива располагается множество населенных пунктов, в том числе исландские города Оулафсвик и Исафьордюр.