Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.
В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.
Что такое Северный морской путь?
Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.
Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:
- Западный, включающий переход от Мурманска до Дудинки и обслуживающийся ледоколами Мурманского пароходства;
- Восточный, пролегающий между Дудинкой и Чукотским полуостровом, обслуживание которого возложено на Дальневосточное пароходство.
Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.
История освоения Севморпути
Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.
К идее использовать Севморпуть для регулярной навигации Россия подошла только в 1933 году, когда была организована экспедиция на ледоколе «Челюскин». Однако судно было зажато дрейфующими льдами, и для спасения моряков пришлось принимать экстренные меры. Первый транспортный рейс состоялся в 1935 году: ледокол прошёл от Ленинграда до Владивостока за одну навигацию, доказав возможность использования арктического маршрута.
В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.
В 1970-80-е годы эксплуатация Северного морского пути стала намного более активной, а проход судов – более безопасным. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию новых дизельных ледоколов «Арктика» и атомного ледокольного флота.
Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.
Крупнейшие порты Севморпути
Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.
- Мурманск в Кольском заливе Баренцева моря, с двумя пирсами и 111 причалами;
- Архангельск в Двинском заливе Белого моря, с 75 причалами;
- Кандалакша на Кольском полуострове в губе Лупча Белого моря с 5 причалами;
- Витино в губе Палкина Белого моря, с 4 причалами;
- Онега в Онежском заливе Белого моря, с 7 причалами;
- Мезень в Мезенском заливе Белого моря, с 3 причалами;
- Варандей в Варандейской губе Баренцева моря, с 2 причалами;
- Нарьян-Мар в устье реки Печоры, впадающей в Баренцево море, с 6 причалами;
- Сабетта в Обской губе Карского моря, с 11 причалами;
- Дудинка в Карском море, с 9 причалами;
- Диксон в Енисейском заливе Карского моря, с 2 причалами;
- Хатанга в устье реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых, с 5 причалами;
- Тикси в бухте Тикси моря Лаптевых, с 2 причалами;
- Певек в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря, с 3 причалами;
- Анадырь в Анадырском заливе Берингова моря, с 6 причалами;
- Порт Провидения в бухте Провидения Берингова моря, с 4 причалами;
- Эгвекинот в Заливе Креста Берингова моря, с 2 причалами;
- Беринговский в бухте Угольная Берингова моря, с 4 причалами.
В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.