Главная / География / Суэцкий канал: где находится, что соединяет, история строительства

Суэцкий канал: где находится, что соединяет, история строительства

Сто пятьдесят лет назад в песках Египта был проложен Суэцкий канал, соединивший Красное море со Средиземным. Результатом титанических усилий стал рукотворный водный путь, благодаря которому переход из Индийского океана в Атлантику сократился более чем на три недели и на 8 тысяч километров.

Суэцкий перешеек, по которому был проложен канал, считается границей раздела Европы и Азии.

Общие сведения о канале

Длина Суэцкого канала составляет 161 километр, ширина колеблется от 120 до 318 метров. Глубина равна 18 метрам. На своём пути он пересекает несколько озёр, благодаря которым был уменьшен объём работ по рытью его русла. По ходу следования канала нет ни одного шлюза, так как отсутствует сколько-нибудь значительный перепад высот между уровнями Средиземного и Красного морей.

Со стороны Средиземного моря у входа в канал находится город Порт-Саид, который был основан одновременно с началом работ по рытью этого грандиозного сооружения, и Порт-Фуад, где располагается Администрация канала. Со стороны Красного моря, возле южного входа в канал, находится город и порт Суэц.

Ежегодно через канал проходит до 80 миллионов тонн грузов, основную долю которых составляют нефть и продукты её переработки, а также руды и рудные концентраты. Средняя пропускная способность – 55 судов в день. Как правило, в течение суток проходит два каравана судов с севера на юг, т.е. из Средиземного моря в Красное, и один – в обратном направлении. Время прохождения канала одним судном составляет примерно 14 часов.

История строительства Суэцкого канала

Желание соединить каналом воды Красного и Средиземного морей впервые появилось ещё у владык древнего Египта. По свидетельству археологов, эта сложнейшая для тех времён задача была выполнена во время правления фараона Нехо, которое относится к седьмому столетию до нашей эры. Канал долгое время поддерживался в рабочем состоянии, а завоевавший Древнеегипетское царство Дарий, владыка Персии, даже предпринял усилия по его расширению. Однако после падения власти фараонов торговля пришла в упадок, а русло постепенно было занесено песком.

К идее строительства канала человечество вернулось в середине XIX века. Французский предприниматель Ф.М. Лессепс, который был личным другом тогдашнего египетского правителя Али Саида, в 1854 году получил разрешение на проведение работ и концессию по эксплуатации будущего канала. Первоначально стоимость строительства оценивалась в 200 миллионов франков, из которых чуть более половины предоставили французские акционеры предприятия, 44% внёс Али Саид, ещё немного добавили пайщики из других стран. Прибыль планировалось распределять так: 71% получали акционеры, 15% – правительство Египта и 10% – основатели компании.

Работы были начаты в апреле 1859 года и продолжались более десяти лет. За это время стоимость строительства возросла почти втрое, и на разных этапах в ней приняли участие около полутора миллионов человек. Основная часть работ выполнялась практически вручную: местные феллахи кирками дробили грунт, насыпали в мешки и выносили из русла канала. Для ускорения процесса были сконструированы и установлены экскаваторы и земснаряды.

Из-за тяжёлого труда, плохого питания и отсутствия гигиены среди рабочих свирепствовали болезни, смертность на строительстве была ужасающей. За десять лет погибли около 120 тысяч человек. Добровольно идти на стройку местные жители не хотели. Ежемесячно правительство Египта, выполняя договор, заключённый с Лессепсом, принудительно мобилизовало 60 тысяч человек, многие из которых убегали домой в первые же дни. Несколько раз судьба строительства буквально висела на волоске из-за недостатка средств и политических затруднений. Основным противником канала была Великобритания, которая не хотела терять монополию на доставку грузов из Индии и Африки морским путём.

Однако в 1869 году работы всё же были завершены. За десять лет итоговая стоимость канала увеличилась почти втрое от первоначальной и составила 576 миллионов франков. Торжества по случаю успешного окончания работ продолжались неделю. В них участвовали коронованные владыки ряда европейских стран – Франции, Австрии, Пруссии, Голландии. На торжества правительство Египта израсходовало баснословную сумму – 28 миллионов франков.

Значение Суэцкого канала

Буквально с первых лет эксплуатация Суэцкого канала стала приносить владельцам акций солидную прибыль, так как кораблям, везущим коммерческие грузы, больше не нужно было огибать Африку, чтобы попасть из Индийского океана в Атлантический. Спустя всего пять лет после завершения строительства египетский правитель продал свою долю в компании Великобритании, и канал де факто стал совместной англо-британской собственностью. Британия ещё более упрочила своё положение в 1882 году, оккупировав Египет. Спустя несколько лет в Стамбуле был подписан международный договор, гарантировавший всем судам, независимо от их флага, свободный проход даже в годы войны.

В настоящее время Суэцкий канал национализирован и принадлежит государству Египет. В 1981 году была проведена масштабная реконструкция, после которой стало возможным прохождение по нему нефтеналивных судов, способных перевозить до 250 тысяч тонн сырья, и грузовых с дедвейтом, достигающим 370 тысяч тонн. Вторая реконструкция была проведена в 2015 году: параллельно основному было прорыто дублирующее русло, что позволило в несколько раз снизить время прохождения судов. Работы по рытью второго канала заняли всего один год.

Доходы от эксплуатации Суэцкого канала являются вторым по объёму (после туристической отрасли) источником пополнения бюджета Египта. Ежегодно казна пополняется на 10-12 миллиардов долларов США. Канал является одной из важнейших морских транспортных артерий. Авария, которая в марте 2021 года остановила движение судов всего на неделю, привела к панике на мировых биржах. В настоящее время Суэцкий канал обеспечивает до 7% мирового грузооборота. Он служит основным маршрутом поставки ближневосточной нефти в Европу.

А теперь оцените статью

Средний балл 0 / 5. Число голосов: 0

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: