Главная / География / Торговый путь из варяг в греки – что это такое, где проходил маршрут, экономическое значение

Торговый путь из варяг в греки – что это такое, где проходил маршрут, экономическое значение

О существовании торгового пути «Из варяг в греки» повествует единственный письменный источник – «Повесть временных лет». Согласно информации летописца, маршрут был водным и связывал между собой Царьград с «морем Варяжским». Его общая протяженность составляла около 2500 км.

Путем активно пользовались с начала X до середины XIII столетия, но впоследствии из-за упадка Византии и раздробленности Руси он утратил свое торговое значение.

Что такое путь «Из варяг в греки»?

«Из варяг в греки» – это условное название маршрута, который широко применялся купцами в Древней Руси. Он имел важное торговое и культурное значение, поскольку связывал между собой многие страны от Балтийского моря до территории современной Турции. Считается, что первооткрывателем пути был датский конунг Эйрик Путешественник. В поисках мифических садов Одаинсак он направился из Скандинавии на восток и оказался на землях Руси и Византии.

Существует и альтернативное мнение, согласно которому маршрут был проложен столетием раньше скандинавским конунгом Иваром Видфамме. Однако эта теория не подтверждается материальными доказательствами. В целом же торговый путь начал функционировать в X столетии, пережил период расцвета, а во время монгольского нашествия на Поднепровье практически прекратил существование.

Где проходил маршрут?

Мнения историков по географии маршрута разделяются. Известно, что он начинался в торговых городах Скандинавии и Южной Балтики, тянулся через Балтийское море и Финский залив, далее шел по Неве, Ладожскому озеру и Ильмени, а оттуда по Ловати попадал в Днепр. Как путь проходил далее – достоверно не установлено. Считается, что от Днепра до Западной Двины торговцы перемещались по двум направлениям:

  • Зимой – через озеро Купринское, затем волоком по суше до реки Удра, а дальше в озеро Каспля.
  • В летнее время – по озеру Купринское до деревушки Волоковая, далее в реку Клец, а затем по Каспле до Западной Двины.

Завершающим этапом маршрута было передвижение по Черному морю до Константинополя. Перед выходом в море суда останавливались на островах Хортица или Березань, чтобы выполнить дополнительную оснастку. Еще одним остановочным пунктом был остров Змеиный.

Наибольшую трудность на пути представляли два водораздела, где суда приходилось тащить волоком. Один из них располагался между реками Ловать и Западная Двина, второй – от Западной Двины до Днепра. Чтобы облегчить перемещение, купцы использовали небольшие суда, которые были пригодны для плавания по мелководным рекам. На начальных этапах маршрута применялись так называемые шнеккеры. С их помощью путешественники следовали шхерами от современной Швеции до Финского залива, затем добирались до Новгорода, где продавали часть товаров и покупали новые. Далее грузы переваливали на малые судна и следовали в Византию.

Какие товары перевозились?

По торговому пути перевозились разнообразные товары. Из Скандинавии везли кости моржей, амбру, железо, продукцию из кожи китов. Часто по маршруту доставлялись награбленные вещи, которые викинги заполучали в Западной Европе. Корабли нагружали дорогими тканями, ювелирными украшениями, винами, серебряной утварью.

Основным товаром Балтии был янтарь, из Новгорода везли пушнину, лён, керамику, мёд, оружие. Киев поставлял в соседние страны хлеб, серебряные монеты, изделия ремесел, а Волынь обеспечивала шиферные пряслица. По прибытию в Византию купцы закупали пряности, стеклянную посуду, книги, ткани и вина, которые везли на продажу по городам Руси и Скандинавии.

Экономическое значение

Изначально маршрут использовался викингами для набегов на города Европы и Византии. Позже его стали применять для перевозки товаров, благодаря чему путь приобрел большое значение. Он не просто позволял доставлять товары между Скандинавией и Константинополем, но и способствовал укреплению экономических отношений между финно-уграми и славянами.

Торговля оказывала стимулирующее действие на развитие ремесел, способствовала увеличению размеров городов на пути следования судов – Пскова, Киева, Смоленска, Новгорода, Чернигова и др. В населенных пунктах строились новые склады, мастерские, постоялые дворы, что сыграло большую роль в становлении городов и улучшении благосостояния их жителей.

А теперь оцените статью

Средний балл 5 / 5. Число голосов: 1

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: