Главная / География / Транспортное сообщение в Атлантическом океане и важнейшие морские пути

Транспортное сообщение в Атлантическом океане и важнейшие морские пути

Поскольку Атлантический океан омывает берега четырёх наиболее густонаселённых континентов, его транспортное значение сложно переоценить. Морская перевозка до сих пор остаётся наиболее выгодным способом транспортировки грузов.

В бассейне Атлантики пролегают наиболее оживлённые внутриконтинентальные и межконтинентальные торговые пути.

Североатлантическое направление

Трансокеанские маршруты этого направления пролегают в пределах Северного полушария и связывают страны Европы с Северной и Центральной Америкой. Протяжённость трансокеанских путей варьирует в пределах 2,5-4 тысячи морских миль. Это чрезвычайно оживлённые морские трассы, на которых сосредоточено более сотни регулярных транспортных линий, а множество судов осуществляют разовые рейсы.

Между европейскими и североамериканскими государствами осуществляется интенсивная торговля, которая находит выражение в транспортировке широкой номенклатуры товаров. В их число входит машиностроительная продукция – станки, автомобили, приборы и т.д., минеральное сырьё – уголь, руда, продукция химической промышленности, лесоматериалы, хлопок, зерно и др. Кроме того, здесь проходят наиболее востребованные пассажирские маршруты, соединяющие Западную Европу с Канадой и США.

Южноамериканское направление

Морские перевозки в страны Южной Америки представлены двумя основными транспортными потоками.

  • Первый проходит вдоль восточного побережья материка до Ресифи, после чего пересекает океан и следует либо через Гибралтар в страны Южной Европы, либо через Ла-Манш в северные европейские порты. Протяжённость маршрутов составляет от 3,5 до 6 тысяч морских миль.
  • Второй пролегает вдоль побережья Южной Америки и после Ресифи следует в направлении североамериканских портов.

В направлении стран Европы из Латинской Америки везут нефть, руды железа и цветных металлов, хлопок, лесоматериалы, а также зерновую продукцию, кофе, какао и другие виды продовольствия. В обратном направлении следуют преимущественно промышленные товары – машиностроительные изделия, продукты химпрома и другие грузы. Аналогичная номенклатура товаров перевозится между Северной И Южной Америками: с юга на север следуют всевозможные виды сырья, обратно – разнообразная промышленная продукция.

Африканское направление

Важные атлантические трассы соединяют западное побережье Африки со странами Европы и Америки. Здесь выделяются три ветви грузовых перевозок:

  • вдоль западноафриканской береговой линии через проливы Гибралтар или Ла-Манш в страны Европы;
    от мыса Доброй Надежды через острова Святой Елены и Вознесения к Нью-Йорку и другим североамериканским портам;
  • от Кейптауна через Атлантику до Ресифи и далее вдоль восточного побережья к латиноамериканским портам.

В направлении Северной Америки и Европы из Африки следует минеральное сырьё, нефть и нефтепродукты, обратно – промышленная продукция: машины и оборудование, химические продукты и др., а также зерно и другие виды продовольствия.

Региональные маршруты

Значительное место в структуре атлантических торговых путей занимают внутриматериковые маршруты, соединяющие между собой порты одного материка. Морские перевозки являются более выгодными и дешёвыми, чем сухопутные, благодаря чему трассы, соединяющие между собой порты стран, расположенных на одном материке, являются чрезвычайно оживлёнными. Наиболее активные перевозки осуществляются между портами Европы, так как чрезвычайно изрезанная береговая линия позволяет доставлять грузы максимально близко к конечному получателю. Маршруты пролегают через Балтийское, Северное, Средиземное и Чёрное моря. Номенклатура грузов чрезвычайно обширна, от минерального и углеводородного сырья, продовольствия и лесоматериалов до высокотехнологичной машиностроительной и электронной продукции.

Для нашей страны наиболее важным региональным маршрутом служит морской путь, соединяющий российские порты Балтики с Мурманском, Архангельском и другими портами Северного бассейна. Он пролегает по Балтийскому и Северному морю вдоль побережья Скандинавского полуострова. Это достаточно протяжённый маршрут длиной около 4 тысяч морских миль, значительная часть которого пролегает в бассейне Северного Ледовитого океана. Несмотря на сложные метеорологические условия, частые штормы и опасность айсбергов, грузоперевозки по столь длинному морскому маршруту оказываются более выгодными, чем значительно более короткие пути по суше.

Из Балтики в северные российские порты, а также в страны Скандинавского полуострова направляются нефтепродукты, каменный уголь, соль, стальные трубы крупного диаметра, а также разнообразная машиностроительная и химическая продукция. В обратном направлении следуют лесоматериалы, апатиты, железная руда и другие виды минерального сырья, а также рыба и морепродукты. В последние годы к этому перечню прибавился сжиженный газ, добываемый из заполярных месторождений России.

А теперь оцените статью

Средний балл 4.4 / 5. Число голосов: 7

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: