Главная / География / Волны-убийцы: что это такое, как выглядят, откуда берутся

Волны-убийцы: что это такое, как выглядят, откуда берутся

Много веков подряд умы моряков будоражили рассказы о гигантских волнах, возникающих в море без видимых причин и обрушивающихся на корабли. У них существует множество названий: блуждающая волна, волна-монстр, девятый вал и т.д., но наиболее часто их называют волнами-убийцами. Их появление невозможно объяснить видимыми причинами – сильным ветром, штормом или сейсмической активностью.

По описаниям очевидцев, это выглядит фантастически: ниоткуда возникает огромная почти отвесная стена воды высотой не меньше 20 метров, которая в полной тишине и безмолвии несётся на корабль. Сегодня учёные установили причину образования этих волн, однако спастись от них так же сложно, как и столетия назад.

Как обнаружили волны-убийцы?

Долгое время наука не признавала существование блуждающих волн, считая их байками, которые выдумывают моряки, чтобы привлечь к себе внимание. Знаменитый путешественник Дюмон д’Юрвиль, который в 1840 году лично наблюдал волну высотой около 35 метров, был поднят на смех членами Французского географического общества при попытке рассказать об этом событии.

Переломить сложившееся мнение удалось только в 1995 году, когда волна-убийца стала причиной аварии на нефтедобывающей платформе «Дропнер» у берегов Норвегии. Волей-неволей учёным мужам пришлось признать существование феномена, поскольку убытки, понесенные владельцами платформы, оказались самым красноречивым аргументом в этой дискуссии. С тех пор блуждающие волны стали называть волнами Дропнера по имени объекта, доказавшего их существование.

Жертвы волн-убийц

Безусловно, одной нефтяной платформой перечень жертв волн-убийц не ограничивается. Только в течение последних нескольких десятилетий они стали причиной гибели или серьёзного повреждения множества кораблей.

  • 1966 г – лайнер «Микеланджело», повреждение носовой части и борта, гибель троих людей из-за 18-метровой волны;
  • 1975 г – танкер «Вилстар», повреждение носовой части, разрушение нефтеналивных танков гигантской волной у побережья Южной Африки;
  • 1995 г – лайнер «Куин Элизабет 2», повреждение носовой части 29-метровой волной в Северной Атлантике;
  • 2000 г – лайнер «Ориана», повреждение борта 21-метровой волной в 600 милях от порта Корк (Ирландия);
  • 2005 г – лайнер «Рассвет Норвегии», повреждение борта гигантской волной в районе Багамских островов.

Это лишь небольшая часть кораблей, которым удалось выжить в схватке с волной-убийцей. По подсчётам университета Глазго, в период между 1970 и 1995 годами из-за столкновения с волнами аномальной высоты затонули 22 судна длиной свыше 200 метров. Количество более мелких судов, погибших из-за волн-убийц, не поддаётся точному подсчёту.

Почему возникают гигантские волны?

Причина появления блуждающих огромных волн долгое время представляла интерес для учёных, однако разгадана она была лишь в наши дни. Российские исследователи из Института теоретической физики РАН убедительно доказали, что гигантские волны образуются из-за неоднородности распределения обычных волн по поверхности океана. Участки с более сильным волнением обладают более высокой кинетической энергией, а их хаотическая разнонаправленность в какой-то момент приводит к появлению резонирующих колебаний. В результате сила обычных волн суммируется и образует волну с амплитудой, в несколько раз превышающей высоту исходных волн.

Это явление имеет своё математическое выражение, его можно описать при помощи нелинейных уравнений Шредингера. Российские учёные на основании работ академика В. Захарова составили формулы, которые позволяют с высокой точностью просчитывать вероятность появления волн-убийц. Однако на практике применять их невозможно, так как реальные исходные данные слишком изменчивы. Невозможно точно измерить силу и направление волн на поверхности океана, так как на них оказывает влияние множество факторов – порывы ветра, температурные колебания, подводные течения и т.д. Отсутствие точных исходных данных – основное препятствие, не позволяющее предсказывать появление сверхвысоких волн.

Единственным методом, который дарит шанс хотя бы немного обезопасить мореплавателей от столкновения с волной-убийцей, сегодня является спутниковое наблюдение за поверхностью океана. Изучение статистики аварий показало, что наиболее вероятными районами появления громадных волн являются прибрежные участки, изобилующие разнонаправленными течениями и резкими перепадами глубины. Однако иногда волна появляется настолько быстро, что ни одна служба предупреждения не успевает её зафиксировать и сообщить о ней на корабли. Поэтому морякам остаётся, как и много веков назад, лишь надеяться на удачу и избегать плавания в наиболее опасных районах океана.

А теперь оцените статью

Средний балл 3 / 5. Число голосов: 2

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: