Главная / Техника / Что такое батискаф и чем он отличается от батисферы?

Что такое батискаф и чем он отличается от батисферы?

Человек – очень любознательное существо. Ему не дают покоя уголки, где он ещё не побывал, в том числе – глубины океана. На подводные лодки тут надежда слабая.

Большинство их довольствуется погружением на 400–500 метров и уходить глубже не рискуют – раздавит. Рекорд – 1027 метров – держится с 1985 года. Сопоставьте это с рекордной глубиной Мирового океана – около 11 000 метров.

Ныряющий шар

Задачу спуска на по-настоящему большие глубины удалось решить с помощью батисфер. Батисфера – это пустотелый шар с прочными стенками. Форма шара обеспечивает максимальный объём при минимальной поверхности. Первое важно для размещения внутри людей и оборудования, второе позволяет снизить давление воды извне. Кроме того, сфера намного легче, например, куба или цилиндра при одинаковой прочности стенок.

Батисфера «Век прогресса», Уильям Биби и Отис Бартон.

Батисферу крепят на тросах и опускают с корабля в глубины, а потом подымают. Вместе с тросами к батисфере подведены электрический и телефонный кабеля. Внутри шара сидит человек (а то и не один) и через толстенное стекло иллюминатора рассматривает подводный мир, подсвеченный прожектором батисферы. Дыхание обеспечивают баллоны с кислородом и вещества, очищающие воздух от избытка углекислого газа и паров воды.

Батисфера позволила достичь глубины около 1400 метров. Осваивать бóльшие глубины было сложно: нужно было наращивать толщину стенок и длину троса. Это увеличивало общий вес. Повышался риск обрыва троса, а значит, неизбежной гибели акванавтов. Плюс к тому, батисфера в воде или на дне неподвижна и много из неё не увидишь.

Под водой, но с «поплавком»

Швейцарец Огюст Пиккар конструировал воздушные шары для подъёма на высоту свыше 11 километров. Сам же на них и летал. И поскольку был учёным-физиком, сообразил, что между спуском под воду и взлётом в стратосферу есть немало общего. Почему подымается, опускается или держится над землёй воздушный шар? Потому что наполнен газом, который легче окружающей газовой смеси – воздуха. Наверное, того же можно добиться, если пристроить к батисфере ёмкость с жидкостью, которая легче воды. А к этой ёмкости, словно корзину к воздушному шару, подвесить прочную капсулу для людей и приборов. Сказано–сделано.

В 1950 году во Франции успешно испытали первый подводный аппарат нового типа – батискаф. С тех пор в промышленно развитых странах их построена не одна сотня. Конструкции отличаются, но принципиальная схема одна. Баллон-поплавок из листовой стали заполняют бензином. К баллону, обычно снизу, подвижно прикреплена кованая стальная сфера с толстыми (до 15 см) стенками и окном из прочного пластика. Иногда её встраивают непосредственно в баллон. Почему не лопаются от давления воды тонкие стенки «поплавка»? А он устроен так, что при погружении вода входит внутрь резервуара, а если аппарат поднимается – вода выходит. В результате давление на стенки изнутри и снаружи не меняется, так что им стенкам ничего не угрожает. Сбоку на поплавке установлены винты с лопастями. Их приводит в движение электромоторы, запитанные от спрятанных в сферу мощных аккумуляторов. Винты позволяют двигаться вперёд-назад, разворачиваться на месте.

Батискаф «Триест», разработанный Огюстом Пиккаром.

Внутри сферы – рубка. Её экипаж сидит у окна перед пультом. Он управляет спуском и подъёмом, работой винтов, наружных прожекторов, фото- и видеокамер, механических «рук». В поплавке есть пустые отсеки. Открывая их для воды, экипаж погружается глубже. Для всплытия сбрасывает балласт – чугунные или стальные шарики. Высыпая их порциями можно замедлить или остановить погружение и зависнуть в тоще воды. В случае аварийного подъёма на дно сбрасываются даже аккумуляторы.

На глубине с экипажем поддерживается радиосвязь. Современные батискафы позволяют работать под водой свыше двух суток.

А вы знаете что…

  • 12-тонная сфера батискафа «Триест-2» состояла из трёх частей, склеенных (!) между собой. Клей давал идеальную герметичность.
  • Рекорд глубины погружения поставил в 1960 году батискаф «Триест» – 10 919 метров. На дне его стенки выдержали суммарное давление в 170 000 тонн. При этом стенки сферы деформировались на 3,7 мм (но не трескались).
  • Снаружи на батискафе были закреплены глубоководные часы швейцарской фирмы «Ролекс», которая частично финансировала проект. Часы успешно выдержали испытание.
  • Огюста Пиккара прозвали «профессором вверх-вниз»: он первым поднимался в стратосферу (до 16 201 м) и многократно опускался в батискафе на рекордные глубины океана.
  • Батискаф «Мир» (Россия» участвовал в съёмках блокбастера «Титаник». Режиссёр фильма Джеймс Кэмерон стал первым человеком, который в одиночку, в специально построенном батискафе достиг дна Марианской впадины и пробыл там дольше всех – шесть часов.
Подводный аппарат «Мир». Wikimedia Commons / Patrik Tschudin (CC BY 2.0)

А теперь оцените статью

Средний балл 4.3 / 5. Число голосов: 9

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Один комментарий

  1. Аноним

    Очень информативно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: