Главная / Техника / Что такое дебаркадер в порту и для чего он нужен?

Что такое дебаркадер в порту и для чего он нужен?

Оснащение любого морского или речного порта включает в себя широкий перечень сооружений. Одним из них является дебаркадер, который часто называют «плавучая пристань». Конструкция относится к элементам транспортной инфраструктуры и считается незаменимой при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Но что такое дебаркадер? Как он выглядит и для чего применяется в порту?

Что такое дебаркадер?

Термин «дебаркадер» происходит от французского débarcadère, что означает «выгружать». В морском транспорте под этим понятием подразумевают портовое сооружение, которое используется для погрузки и выгрузки пассажиров или грузов. Также на дебаркадере размещается оборудование, которое применяют для проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Пристань на реке Енисей в Красноярском крае. Wikimedia Commons / Svetlov Artem

Конструктивно сооружение представляет собой понтон и надстройку, которая может быть одно- или двухпалубной. В большинстве случаев понтон имеет форму параллелепипеда и изготавливается из железобетона. Проектирование и изготовление дебаркадеров осуществляется по тем же требованиям, что и суда. Как и корабли, после строительства сооружения проходят технадзор и испытания, ставятся учет, а затем требуют регулярных техосмотров.

В последние годы сфера применения дебаркадеров значительно расширяется. Их используют не только для выгрузки и погрузки, но и в качестве отелей, ресторанов, административных зданий. Часто сооружения применяются в других транспортных сферах. Так, дебаркадером могут называться такие постройки:

  • платформа на железнодорожном вокзале для высадки пассажиров;
  • крытая грузовая платформа на железной дороге для перемещения электрокаров или тележек;
  • часть складского помещения, которую поднимают до уровня погрузочной высоты автомобиля или вагона.

Назначение и особенности использования

Главная задача дебаркадера в порту заключается в том, чтобы выровнять уровень грузовой площадки. Если платформа для погрузки и выгрузки находится ниже или выше погрузочной площадки транспорта, то дебаркадерная конструкция помогает устранить этот перекос. Дополнительно сооружение применяется для защиты грузов, людей и оборудования от воздействия атмосферных осадков.

Виды дебаркадеров

Дебаркадеры классифицируются по особенностям своей конструкции. Согласно этому критерию они бывают стационарными и мобильными.

Стационарные дебаркадеры

К стационарным дебаркадерам относят причальные сооружения, которые имеют монолитное основание и неразрывно связаны с берегом.

Дебаркадер около Канавинского моста в Нижнем Новгороде. Wikimedia Commons / Aleksey Churushkin (CC BY-SA 4.0)

Это могут быть пирсы, причальные стенки и другие постройки аналогичного типа. Они возводятся прямо на месте или выполняются посредством сборки с предварительной доставкой на стройплощадку отдельных элементов конструкции.

Обычно стационарные дебаркадеры строятся под один тип кораблей, вагонов или грузовиков. Если говорить про автомобильный транспорт, то его обустраивают под те виды транспортных средств, которые чаще всего приезжают на склад – например, контейнеровозы или еврофуры. Однако такое решение не позволяет использовать конструкции для других видов транспорта. В такой ситуации применяют специальные перегрузочные мосты, которые оснащаются электрогидравлическим механизмом.

Мобильные дебаркадеры

Мобильными являются плавучие дебаркадеры, которые могут перемещаться посредством буксира. Как говорилось выше, в основе конструкции лежит понтон, который дополняют сходней, рампами и надстройками. Ранее надстройки часто делали деревянными, а сам дебаркадер использовали в качестве морского вокзала на реках. В большинстве случаев его стационарно устанавливали в порту и фиксировали к берегу при помощи различных причальных приспособлений – якорей, канатов и др. При необходимости дебаркадер легко отделялся от своего изначального места и доставлялся в другое.

Дебаркадерные конструкции мобильного типа имеют ряд преимуществ перед стационарными:

  • мобильность, возможность быстро устанавливать почти на любом участке побережья;
  • удобство в контроле гидрографического режима реки – дебаркадер всегда всплывает в случае прилива или паводка;
  • универсальность – можно использовать как для грузов, так и для пассажиров, а также в качестве объектов ресторанной или гостиничной инфраструктуры.
Wikimedia Commons / Untifler

Мобильные дебаркадеры имеют и некоторые недостатки. Так, из-за возможных изменений уровня воды они вызывают сложности с прокладкой электроснабжения. При штормах и наводнениях конструкции могут быть выброшены на берег или снесены вниз по течению.

А теперь оцените статью

Средний балл 0 / 5. Число голосов: 0

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: