Главная / Техника / Фрегат, каравелла, галеон — что это за корабли?

Фрегат, каравелла, галеон — что это за корабли?

В классической литературе можно часто встретить такие названия кораблей, как фрегат, галеон, каравелла. В XV–XVIII столетиях их использовали пираты, на этих судах совершались кругосветные путешествия и Великие географические открытия. Но что это за корабли? Как они выглядят и чем отличаются друг от друга?

Что такое фрегат?

Фрегатом называют военный трехмачтовый корабль, который оснащается одной или двумя орудийными палубами.

Впервые он появился в XVII веке и относился к легким парусным судам, предназначенным для крейсерской службы. В отличие от линейных кораблей того времени, фрегат имел меньшие размеры и не использовался для морского сражения в линии. Его применяли как самостоятельную боевую единицу либо в качестве флагмана для небольшой эскадры. Основными функциями судна были:

  • сопровождение конвоя;
  • проведение разведки;
  • блокада портов;
  • контроль торговых путей;
  • обеспечение связи.

Первые фрегаты, созданные во Франции в середине XVII века, имели водоизмещение около 800 тонн и оснащались 20–30 пушками калибра от 12 до 18 фунтов. Со временем их размеры росли. К концу XVIII столетия они могли нести на борту до 60 орудий, а их водоизмещение достигало 1000 тонн. В XIX веке фрегаты стали оснащать паровыми машинами. Изначально они имели гребные колеса, после – гребные винты, которые позволяли кораблям не зависеть от ветра. Сегодня термин «фрегат» используется преимущественно во флоте ВМС США. В России классу «фрегат» отвечают некоторые советские судна, которые используются для сторожевой службы.

Особенности и виды каравелл

В отличие от фрегата, каравелла в большинстве случаев использовалась для путешествий. Первые упоминания термина относятся еще к XII столетию, но наибольшее распространение суда получили в XV веке. В разные эпохи существовали различные виды каравелл, которые отличались назначением и конструкцией:

  • Латина – наиболее известная из каравелл, имела две или три мачты с латинским вооружением. Ее отличительной особенностью являются треугольные паруса, которые передней частью опущены к палубе, а задним краем высоко подняты к мачте.
  • Редонда – имела латинский парус на бизань-мачте и прямые паруса на грот- и фок-мачте. Каравеллы-редонды часто применяли для дальних путешествий. Они были широко распространены в Португалии, где их использовали для исследований побережья Африки.
  • Посыльная каравелла – небольшой и маневренный корабль, который применялся для поддержания связи между портами и другими судами. Он имел малое водоизмещение (до 25 тонн) и мог нести легкую артиллерию.
  • Каравелла армады – четырехмачтовый корабль водоизмещением до 180 тонн, который использовался в составе морских экспедиций Васко да Гамы. Две его мачты оснащались латинскими парусами, еще две – прямыми.
  • Рыбацкая каравелла – небольшие лодки, часто беспалубные, с латинским вооружением. Являются предшественниками каравелл, использовались для рыбалки на Пиренейском полуострове.

Что за корабль галеон?

В XVI–XVIII столетиях галеоны применялись в торговых или военных целях. Они представляли собой многопалубные парусные корабли, которые отличались от каравелл большей скоростью и маневренностью. Галеоны имели более удлиненный корпус, прямоугольную корму и низкую баковую надстройку, что позволяло им легче противостоять крену или высокой волне. В зависимости от водоизмещения количество палуб на кораблях составляло от 2 до 7. На вооружении галеонов стояло до 30 орудий, калибр которых варьировался от 3 до 50 фунтов.

В XVII веке галеоны составляли основу флота англичан и испанцев. При общих конструктивных элементах корабли разных стран могли существенно различаться по артиллерии, парусности и другим характеристикам. Благодаря своему вооружению они часто обеспечивали почти полное разрушение вражеских суден и раннюю сдачу противника, еще до начала абордажа. Именно из-за этого многие корабли стали оснащать броней, которая защищала от артиллерийских ударов галеона.

Помимо морских боев, суда часто использовали для торговли или перевозки золота из испанских колоний. Однако в связи с низкой маневренностью они часто подвергались нападкам пиратов. Применение галеонов продолжалось до XVIII столетия. В дальнейшем им на смену пришли более современные корабли с полным парусным вооружением.

А теперь оцените статью

Средний балл 4.7 / 5. Число голосов: 9

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: