Главная / Техника / Крейсер «Аврора»: что это за корабль, где находится, год постройки, история

Крейсер «Аврора»: что это за корабль, где находится, год постройки, история

Приехавшим в Санкт-Петербург туристам обязательно предлагают посетить знаменитый крейсер «Аврора», находящийся на вечной стоянке возле Петроградской набережной. Он является кораблём номер один российского военно-морского флота и в настоящее время превращён в музей.

Старшему поколению не нужно рассказывать о роли, которую сыграло это судно в истории России, однако всем без исключения будут интересны исторические факты, относящиеся к крейсеру «Аврора».

Строительство корабля

Конец XIX века ознаменовался очередным обострением международных отношений. В числе противников России верхние строчки списка традиционно занимали Англия, признанная владычица морей, и активно наращивавшая своё влияние Германия. Из-за этого в 1895 году были внесены изменения в 20-летнюю программу развития российского флота, который должен был пополниться ещё тремя крейсерами.

Для постройки «Авроры», которая стала третьим по счёту крейсером проекта «Диана», была выбрана верфь «Новое Адмиралтейство», известная сегодня как завод «Адмиралтейские верфи». Подготовительные работы начались осенью 1896 года, однако официальная закладка корабля состоялась только в первых числах лета 1897 года. Спустя три года он был спущен на воду, после чего ещё в течение трёх лет продолжалась достройка на плаву. «Авроре» повезло: к тому времени были выявлены ошибки в конструкции первых двух кораблей серии, что позволило их устранить в процессе достройки третьего судна. Крейсер вошёл в состав Российского императорского флота в июне 1903 года.

Характеристики крейсера «Аврора»

Название «Аврора» было дано крейсеру лично императором Николаем II в честь фрегата «Аврора», совершившего кругосветное путешествие и участвовавшего в героической обороне Петропавловска от нападения англо-французской эскадры. Постройка крейсера обошлась казне в фантастическую сумму – 6 миллионов золотых рублей. Это был один из наиболее мощных кораблей российского флота, длина которого составляла 126,7 м, ширина – 16,8 м, а водоизмещение – 6,731 тысяч тонн.

Крейсер был вооружён 42 орудиями разных калибров, а мощность его двигателей равнялась 12 тысячам лошадиных сил. Максимальная скорость корабля составляла 19 узлов, или чуть более 35 км/ч. Команда состояла из 20 офицеров и около 550 нижних чинов.

«Аврора» в русско-японской войне

В составе отряда контр-адмирала А. Вирениуса «Аврора» осенью 1904 года вышла в плавание, чтобы по его завершении войти в состав Тихоокеанского флота. После тяжёлого перехода, продлившегося несколько месяцев, в мае 1905 года эскадра вошла в Корейский пролив и практически сразу попала в сражение, которое впоследствии было названо Цусимским. Японская эскадра поджидала русские корабли, заранее извещённая об их прибытии.

Исход сражения был предрешён до его начала: в составе японского флота насчитывалось 89 кораблей, причём это были современные быстроходные суда, оснащённые мощным скорострельным вооружением. В распоряжении Вирениуса было всего 38 судов, большинство из которых представляли собой устаревшие и слабо вооружённые модели. Крейсер «Аврора» был практически единственным, кто мог противопоставить силам японцев адекватную боевую мощь.

Команда проявила в этом бою настоящий героизм. Так, из-за попадания японского снаряда был перебит силовой кабель, ведущий к рубке управления, и корабль потерял подвижность. Под огнём противника матрос-электрик сумел восстановить электроснабжение, однако за это время корпус крейсера получил более десяти пробоин. Погибли 15 членов экипажа, в том числе капитан Е. Егорьев. «Аврора» была одним из двух русских кораблей, которым удалось уцелеть в ходе Цусимского сражения. Корабль ушёл на Филиппины и после ремонта вернулся в Санкт-Петербург.

Первая мировая война

После окончания русско-японской войны и длительного ремонта крейсер «Аврора» был передан в распоряжение Морского корпуса как учебное судно, на котором проходили практику гардемарины и кадеты. Корабль совершил несколько походов в Средиземное море, Таиланд, Египет и т.д.

После начала первой мировой войны «Аврора» участвовала в боевых действиях на Балтийском море: несла крейсерскую службу, устанавливала минные заграждения, участвовала в десантной операции в Рижском заливе. Установленное на корабле вооружение позволяло довольно эффективно выполнять функции ПВО, сбивая самолёты противников.

Революция 1917 года

Осенью 1916 года крейсер «Аврора» вернулся в Петроград для длительного ремонта. В столице нарастали революционные настроения, и матросы не остались в стороне. В феврале 1917 года на корабле вспыхнул бунт, во время которого были убиты капитан Никольский, старший офицер Огранович и матрос Осипенко, а ещё несколько матросов получили ранения. Команда полностью перешла на сторону революционно настроенных масс.

Во время Октябрьской революции 1917 года, как известно, именно выстрел пушки «Авроры» подал сигнал к вооружённому выступлению, результатом которого стало свержение Временного правительства и установление власти большевиков. Однако на самом деле это не более чем красивая легенда. Орудия «Авроры» действительно в ту ночь сделали несколько холостых выстрелов, однако они были произведены, чтобы предупредить другие суда о повышении бдительности. Сигналом к выступлению восставших были залпы орудий Петропавловской крепости, прозвучавшие через несколько часов после выстрелов с «Авроры». Однако именно революционный крейсер остался в памяти как судно, давшее старт одному из наиболее значительных событий ХХ века.

В последующие годы крейсер «Аврора» использовался как учебное судно, принимал участие в обороне Ленинграда, а в 1960 году получил статус историко-революционного памятника. С 1956 года на борту корабля существует музей, который ежегодно посещают не менее полумиллиона экскурсантов. Корабль перенёс несколько ремонтов, последний состоялся в 2014-16 годах. В настоящее время судно находится в Санкт-Петербурге на набережной Невы, 127-метровый участок которой предоставлен на 99 лет Центральному военно-морскому музею.

А теперь оцените статью

Средний балл 0 / 5. Число голосов: 0

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: