Главная / Техника / Крейсер «Варяг»: когда спущен на воду, история корабля, где затонул

Крейсер «Варяг»: когда спущен на воду, история корабля, где затонул

Крейсер «Варяг» был первым бронепалубным кораблем, который строился в конце XIX столетия в рамках программы «Для нужд Дальнего Востока». Его считали красивейшим судном русского флота. Сочетание умеренного таранного форштевня, достаточно высокого размещения артиллерии и четырех широких дымовых труб придавало ему эффектный, запоминающийся вид.

На момент строительства «Варяг» относили к числу наиболее скоростных крейсеров мира. Однако его судьба сложилась таким образом, что корабль прослужил немногим более 20 лет, после чего затонул у побережья Шотландии.

Когда бы спущен на воду

История судна началась в 1898 году. Именно в этот период «Варяг» был заложен на верфях завода William Cramp & Sons – одного из самых больших на то время на территории США. Изготовление корабля осуществлялось по заказу Адмиралтейства Императорского флота России. Над проектом работала американская компания «Крамп», которая предложила построить бронепалубный крейсер с водоизмещением 6500 тонн. Длина судна составила 129,56 м, ширина – 15,9 м. Перемещение обеспечивали паровые машины и 30 паровых котлов Nickolas, которые давали суммарную мощность более 16 тыс. лошадиных сил.

Спуск корабля на воду состоялся уже в следующем году – 19 октября. Свое имя «Варяг» получил от одноименного парусно-винтового корвета, который принимал участие в кругосветной экспедиции и бывал у берегов Америки. В 1900 году крейсер передали Военно-Морскому Флоту России, а в марте 1901-го он вышел из Филадельфии и направился в порт своего постоянного базирования на Дальнем Востоке.

История крейсера

В мае 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт, где его осмотр проводил сам Николай II. После этого корабль совершил несколько официальных визитов в Европу, а затем направился на Дальний Восток – в Порт-Артур. В 1903 году крейсер отбыл в корейский порт Чемульпо, где должен был обозначить военное присутствие Российской Империи в Корее. Однако с началом Русско-Японской войны Чемульпо был блокирован японской эскадрой, а «Варяг» и другие корабли в порту подверглись атаке.

Дальнейшие события вошли в историю русского флота как героический подвиг «Варяга». Кораблю под командованием В.Ф. Руднева пришлось выдержать неравный бой с японской эскадрой, после чего русские моряки приняли решение затопить судно, чтобы не сдаваться врагу. Команда была эвакуирована, а для затопления открыли кингстоны, что привело к крушению и гибели крейсера.

На этом история «Варяга» не завершилась. В августе 1905 года японцы подняли его со дна, отремонтировали и включили в состав своего флота. С 1907 года он приобрел название «Соя» и более 7 лет использовался в образовательных целях. После этого кораблю нашли другое применение – совершение походов к Северной Америке, которые он выполнял вплоть до 1915 года.

В годы Первой мировой войны Япония с Россией вступили в союз, что позволило российскому флоту выкупить корабль и доставить во Владивосток. В феврале 1917-го крейсер потребовал ремонта и был направлен на верфи Ливерпуля, где и оставался на протяжении всего года.

Причины гибели и место крушения

Последующая судьба «Варяга» тесно связана с событиями октябрьской революции 1917 года. Когда британские власти узнали о ее совершении, они приказали задержать все русские корабли, которые находились в портах Великобритании. На тот момент Россия должна была британским верфям большую сумму за ремонт крейсера, однако большевики не хотели оплачивать царские долги, поэтому «Варяг» был конфискован.

Спустя некоторое время корабль продали одной из британских компаний на слом. В феврале 1920 года судно вывели из Ливерпуля и направили в Глазго в сопровождении двух буксиров. Во время перехода по Ирландскому морю крейсер попал в сильный шторм, наскочил на скалы и потерпел крушение.

Затонул «Варяг» у западных берегов Шотландии, близ деревни Лендалфут. Располагался он на небольшой глубине и при отливах показывался из воды примерно на 2 м. Новые владельцы несколько раз пытались снять его со скалы, но все попытки завершались неудачей. В итоге они начали разбирать крейсер прямо на месте, и к 1925 году «Варяг» перестал существовать.

А теперь оцените статью

Средний балл 0 / 5. Число голосов: 0

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: