Главная / Техника / Первый атомный ледокол в мире: название, где построен, когда спущен на воду

Первый атомный ледокол в мире: название, где построен, когда спущен на воду

Советский период истории России остался в памяти многих людей как время грандиозных успехов и достижений. В их число по праву вошёл первый на планете ледокол, приводимый в действие атомной установкой.

Wikimedia Commons / Christopher Michel (CC BY 2.0)

Он получил название «Ленин» и был спущен на воду в декабре 1957 года, а спустя ровно два года судно встало в строй ледокольного флота страны. С тех пор «Ленин» в течение тридцати лет неустанно трудился, проводя по трассам Северного морского пути караваны грузовых судов.

Проектирование атомного ледокола

После завершения Великой Отечественной войны началось активное освоение Арктики. Новые города и посёлки, возводимые в Заполярье, требовали бесперебойного снабжения всем необходимым, начиная от продуктов и стройматериалов, и заканчивая современной техникой. Однако существовавший в то время ледокольный флот не мог обеспечить растущие потребности страны. Ледоколы на дизельных двигателях потребляли очень много топлива и не могли находиться в автономном плавании больше месяца. Советским правительством было принято решение о создании атомного ледокола, автономный ход которого не зависел от запасов топлива.

Проектированием корабля занялось ленинградское конструкторское бюро №15, которым руководил конструктор В. Неганов. В настоящее время оно реорганизовано в ПАО ЦКБ «Айсберг». Атомную силовую установку разрабатывало ОКБ-92 Горьковского завода. Работа заняла более двух лет, для её осуществления были привлечены десятки научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые взяли на себя разработку новых материалов, устройств и технологий.

Строительство корабля

Атомный ледокол «Ленин» был заложен 25 августа 1956 года на открытой верфи ленинградского Адмиралтейского завода, который тогда носил имя французского коммуниста Андре Марти. Для изготовления различных комплектующих и конструкционных элементов были задействованы около 500 различных предприятий. Вначале был построен сам корабль, который спустили на воду в декабре 1957 года, после чего в течение полутора лет продолжалась достройка внутренних элементов, монтаж силовой установки, навигационного и прочего оборудования, а также другие работы.

Wikimedia Commons / Christopher Michel (CC BY 2.0)

Турбины для судна были изготовлены на Кировском заводе, турбогенераторы – на Харьковском электромеханическом заводе. Изготовление электродвигателей для гребных винтов было поручено ленинградскому заводу «Электросила». В августе 1959 года был запущен ядерный реактор, а через месяц начались ходовые испытания ледокола. 3 декабря того же года первый в мире атомный ледокол «Ленин» был сдан в эксплуатацию и включён в состав Мурманского морского пароходства.

Интересные факты

Первым капитаном ледокола «Ленин» стал П.А. Пономарёв, опытный полярник, который ранее командовал первым в мире ледоколом арктического класса «Ермак». Однако спустя два года на капитанском мостике его сменил Б.М. Соколов, который оставался на своём посту в течение всего срока эксплуатации корабля, до 1989 года.

Ввод в строй атомного ледокола позволил продлить арктическую навигацию с трёх до одиннадцати месяцев. Судно успешно проработало во льдах более 30 лет, что на 5 лет превысило расчётный эксплуатационный период. В 1966 году было принято решение о замене ядерной установки ОК-150 на более мощную, с двумя реакторами ОК-900. Работы по монтажу новой силовой установки были завершены в 1970 году.

За время своей службы ледокол прошёл 654 тысячи морских миль, причём 563 тысячи миль были пройдены во льдах. Под его сопровождением моряки провели по арктическим льдам 3741 судно. На счету корабля немало рекордов, и среди них – первая высадка с борта на лёд дрейфующей научной экспедиции, которая состоялась в октябре 1961 года. Исследовательская станция проработала на ледовом поле более двух лет.

Строительство и запуск в эксплуатацию советского атомного ледокола сопровождалось неослабевающим интересом со стороны ведущих стран Запада. При переходе из Ленинграда в Мурманск судно шло в сопровождении военных кораблей, принадлежащих странам НАТО. Западные специалисты ежедневно брали пробы морской воды, пытаясь найти следы радиоактивности, однако реакторные установки были надёжно защищены.

Wikimedia Commons / Christopher Michel (CC BY 2.0)

За все три десятка лет эксплуатации ни один моряк, служивший на ледоколе, не пострадал от радиации.

А теперь оцените статью

Средний балл 5 / 5. Число голосов: 1

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: