Главная / Техника / Первый пароход в мире: название, кто изобрёл, год появления

Первый пароход в мире: название, кто изобрёл, год появления

В XVIII столетии парусные суда достигли совершенства. Столетия непрерывной практики позволили опытным путём определить оптимальную форму корпуса, а многочисленные паруса улавливали даже самый слабый ветер. Однако у парусников всё равно оставалось множество недостатков, которые невозможно было устранить.

Копия парохода «Клермонт», 1909 г. Wikimedia Commons / Detroit Publishing Co.

Так, если направление ветра не соответствовало курсу движения, корабль терял много времени, перемещаясь галсами, т.е. рыская из стороны в сторону. Попав в штиль, судно не могло плыть дальше и выжидало, пока не появится хотя бы небольшой ветер, а в бурю становилось абсолютно беспомощным перед силой стихий. Для управления парусником требовалась большая и хорошо обученная команда.

Всё это заставляло учёных искать новые принципы передвижения по водной поверхности, и наиболее лёгким в реализации стало использование силы водяного пара. Первый официально зарегистрированный пароход появился в 1809 году, а его создателем стал американец Роберт Фултон.

Жизнь и невероятные приключения изобретателя парохода

Роберт Фултон появился на свет в бедной семье выходцев из Ирландии. Он был пятым ребёнком в семье, поэтому уже в 12-летнем возрасте был вынужден стать учеником в ювелирной мастерской. Однако непоседливый нрав не позволил ему овладеть почтенной профессией и прожить спокойную жизнь в родной Филадельфии. Через несколько лет он ушёл из мастерской и занялся живописью. Желание стать хорошим художником заставило его пересечь океан, но в Лондоне Фултон нашёл новое увлечение, которое не оставил до конца жизни – паровую механику.

К 1793 году Фултон стал довольно известным механиком, на его счету числилось создание машин для плетения канатов, распиловки мрамора, прядения льна и т.д. Однако использовать его изобретения консервативные британцы не торопились, поэтому спустя три года изобретатель уехал в революционный Париж. Там он создал прототип подводной лодки, собранный из дерева, обшитого листами меди, и предложил своё изобретение Наполеону. Однако император не оценил новинку и отказал изобретателю в финансировании. Тогда Фултон переключился на разработку парохода и в 1803 году построил судно с гребными колёсами по обоим бортам, уверенно курсировавшее вверх и вниз по Сене. Но Наполеон снова не впечатлился и денег не дал.

Масштабная модель парохода «Клермонт» в музее реки Гудзон, г. Йонкерс, США. Wikimedia Commons / Alexisrael (CC BY-SA 3.0)

Через американского посла во Франции Фултон предложил свои услуги администрации штата Нью-Йорк, и тут ему, наконец, улыбнулась удача. Был заключён договор о постройке нескольких пароходов для перевозки грузов и пассажиров по Гудзону. Паровой двигатель был изготовлен в Англии и перевезен в Нью-Йорк, где Фултон и Ливинстон (так звали посла) вложили все имеющиеся средства в постройку небольшого судна. Первый пароход, получивший название «Клермонт», был спущен на воду в 1807 году. Спустя два года изобретатель запатентовал изделие и тем самым увековечил своё имя как создателя первого в мире парохода.

Характеристики парохода «Клермонт»

Построенный в Нью-Йорке пароход был небольшим судном, длина корпуса которого достигала 43 м, а водоизмещение – 15 тонн. На нём был установлен одноцилиндровый паровой двигатель мощностью около 20 лошадиных сил. В качестве топлива использовались обычные дрова, которые пароходная команда могла заготавливать самостоятельно во время плавания по реке. Судно приводилось в движение при помощи двух колёс с лопастями, установленными по обоим бортам. Вращение от двигателя на колёса передавалось при помощи бесконечной цепи.

Во время первого испытания судно преодолело около 240 км, затратив на переход 32 часа, что для того времени было весьма неплохим результатом. Средняя скорость движения составляла 4,7 мили в час, тогда как по условиям договора необходимо было достичь скорости около 4 миль в час. Пароход курсировал между Нью-Йорком и Олбани, делая три рейса каждые две недели. Полное название судна звучало как «Северный речной пароход Клермонт», однако газетчики быстро сократили его до «Клермонта».

Действительно ли Фултон был первым?

На самом деле, идея использования парового двигателя для передвижения по воде была неоднократно реализована до Фултона. Первым успешным случаем, зарегистрированным в истории, следует считать лодку французского изобретателя Дени Папина, построенную в 1705 году. Она была снабжена пароатмосферным двигателем и использовалась для перевозки грузов. Однако судно вскоре уничтожили перевозчики-конкуренты, а восстановить его Папин не смог из-за отсутствия средств.

Авторы — G.F. and E.B. Bensell (User Tagishsimon on en.wikipedia)

В 1783 году ещё один француз, Клод Жоффруа д’Аббан, построил настоящий пароход, получивший название «Пироскаф». Однако из-за ошибок в изготовлении парового двигателя изобретатель не смог добиться стабильной работы своей конструкции. У него закончились деньги, и работу над созданием парохода пришлось прекратить.

После этого паровые суда строили и успешно испытывали Джон Фитч и Джеймс Рэмси в Лондоне, тот же Фитч совместно с Генри Фогтом в Филадельфии, а также Вильям Саймингтон и Патрик Миллер в Шотландии. В последнем случае небольшой 17-метровый пароходик в течение лета курсировал вдоль канала Форт-Клайд. Однако создателем первого парохода всё же считается Роберт Фултон, который догадался не только построить паровое судно, но и закрепить своё первенство юридически, запатентовав изобретение.

А теперь оцените статью

Средний балл 4.7 / 5. Число голосов: 3

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: