До конца XIX столетия на кораблях использовались паровые машины, которые хоть и обеспечивали достаточно быстрое передвижение судов, но отличались малой экономичностью и низкой удельной мощностью. Чтобы устранить эти недостатки, инженеры российской компании «БраНобель» установили на судно рабочий судовой дизель, который позволил создавать совершенно новый тип плавсредства – теплоход.
Первым кораблем с дизельным мотором стал танкер «Вандал». Построенный в 1903 году, он исправно прослужил много десятилетий и закончил свою службу только в 1977 году на приколе бакинской пристани Али-Байрамлы.
Предыстория
Первые двигатели внутреннего сгорания появились в конце XVIII столетия. Поначалу они были достаточно примитивными, но благодаря французскому инженеру Этьену Ленуару стали более совершенными. В 1860 году специалист представил миру мотор, который работал на смеси светильного газа и воздуха. Двигатель был выпущен небольшой серией и использовался для установки на лодки.
До начала XX столетия двигатели внутреннего сгорания значительно уступали паровым машинам по мощности. Однако благодаря своей компактности и легкости они постепенно вытеснили предшественников и стали активно применяться в малом судостроении. Эра использования ДВС на больших кораблях началась в 1892 году. Именно тогда Рудольф Дизель представил мотор, который функционировал по принципу сжатия и самовоспламенения распыленного топлива.
Создание теплохода
Как говорилось выше, своим появлением теплоход «Вандал» обязан товариществу «БраНобель», которое было создано представителями семейства Нобелей в 1879 году. Компания занималась нефтедобычей и осуществляла полный технологический цикл – от разведки до поставки продукции до потребителя. В 1898 году она купила у Дизеля лицензию на выпуск двигателей, затем усовершенствовала уже существующий 20-сильный ДВС и сделала его пригодным для установки на корабли.
В 1902 году братья Нобель разместили на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде заказ на изготовление трех танкеров, которые впоследствии планировали оснастить новыми моторами. Предполагалось, что корабли будут использоваться в основной деятельности компании для транспортировки нефти между Рыбинском и Санкт-Петербургом.
Первым на свет появился «Вандал». В 1903 году его отбуксировали в Санкт-Петербург и установили новый мотор, который хорошо показал себя при тестировании. Для оснащения использовался 120-сильный двигатель, работавший по сложной схеме – дизели запускали электрогенераторы, те питали гребные электромоторы, а последние приводили в действие винты корабля. Несмотря на удачные испытания, в первом же рейсе «Вандал» потерпел аварию, но был отремонтирован и продолжил свою работу на Волге.
Основные характеристики «Вандала»
Благодаря оснащению электрогенераторами «Вандал» считается не просто первым теплоходом, но и первым дизель-электроходом. Он представлял собой речной танкер вместительностью до 820 тонн со следующими характеристиками:
- скорость – до 13 км/час;
- ширина корпуса – 9,5 м;
- длина – 74,5 м;
- мощность – три двигателя по 120 л. с. каждый;
- движитель – три винта.
Важно отметить, что в 1903 году во Франции тоже появился теплоход под названием Petite-Pierre. Он относился к категории грузовых барж и работал на 25-сильном двухцилиндровом двигателе. Однако Petite-Pierre был построен немного позже «Вандала», к тому же был одиночным вариантом, тогда как российский танкер положил начало международному развитию теплоходов.
Около 10 лет «Вандал» перевозил керосин по Волге, затем был переименован в «Россию» и прослужил вплоть до 1944 года. Во время Второй мировой войны он использовался для эвакуации людей на Каспийском море, где попал в шторм возле острова Свиной и затонул.
После войны его подняли, отремонтировали и стали применять в качестве грузовой баржи. В 1955 году судну вернули его прежнее имя «Вандал». Известно, что свои последние годы танкер провел на приколе в Баку, но впоследствии его, вероятно, разрезали на металл.