Главная / Техника / Проект Пенжинской ПЭС в Охотском море — история, текущее состояние, перспективы

Проект Пенжинской ПЭС в Охотском море — история, текущее состояние, перспективы

В 2021 году предприятие «Н2 Чистая энергетика» и АО «Корпорация развития Камчатского края» приступили к созданию проекта Пенжинской ПЭС, которая может стать крупнейшей приливной электростанцией мира по мощности и выработке электроэнергии.

Строительство будет вестись в заливе Шелихова, в Охотском море. Для электростанции выбрано расположение в Пенжинской губе, которая и дала название объекту. Завершение строительных работ и введение объекта в эксплуатацию намечено на 2035 год.

Историческая справка

Возведение Пенжинской электростанции обсуждалось еще в советские времена. В 1980-х годах в Охотском море велись исследования под будущее строительство, однако в ходе разработки проекта советские инженеры столкнулись с высокими затратами на его реализацию. На тот момент средние расходы на строительство оценивались в сумму 260 млрд долларов.

Решение приступить к созданию проекта вновь появилось в 2021 году. Выбор в пользу залива Шелихова сделан далеко не случайно. Высота приливов здесь достигает 9 метров, а иногда вода поднимается до 13 метров, что является самым высоким показателем для Тихого океана. Учитывая площадь Пенжинской губы, можно отметить, что ежесуточный проход воды составляет 360−530 км³, а это превышает расход в устье Амазонки (крупнейшей реки планеты) как минимум в 20 раз.

Структура и особенности

Чтобы полностью реализовать гидропотенциал Пенжинской губы, разработаны два проекта, которые различаются по мощности и ежегодной выработке электроэнергии:

  • Южный створ – более масштабный, с глубинами до 67 метров и протяженностью около 72 км. Планируется, что мощность этого объекта достигнет 87,4 ГВт, то есть свыше 200 млрд кВт·ч электроэнергии в год. Максимальный прилив в Южном створе составляет 11 метров.
  • Северный створ – будет иметь длину порядка 32 км, а глубины составят до 26 метров с максимальным приливом до 13,4 метров. Согласно расчетам, его мощность достигнет 21 ГВт, что позволит получать 72 млрд кВт·ч электрической энергии ежегодно.

Согласно предварительным подсчетам, строительство Южного створа обойдется в 200 млрд долларов США, Северного – в 60 млрд долларов.

Используемые технологии

В случае удачной реализации проекта новая электростанция будет производить впечатление своими масштабами.

Для строительства плотины планируется использовать намыв грунта, поскольку насыпная методика не может применяться из-за сложностей с доставкой материалов. После намыва в земляном валу установят бетонные блоки длиной 250 метров, где разместятся гидротурбины мощностью 20 МВт каждая.

Основную проблему при строительстве представляют большие массы льда, которые появляются в Пенжинской губе уже в октябре. Из-за сильных приливных течений они преимущественно плавучие, хотя нередко встречаются в форме припая. Чтобы предупредить негативное влияние дрейфующих льдов, планируется создать наплавной блок электростанции с криволинейным верхом. Это обеспечит переброску ледяных масс через верхнюю часть плотины.

Перспективы

Если сравнивать Пенжинскую ПЭС с крупнейшими ГЭС мира, можно заметить, что по своей мощности Северный створ приблизится к китайской электростанции «Три ущелья», а Южный створ превзойдет ее в четыре раза. Введение предприятия в эксплуатацию позволит эффективно решить энергетические проблемы Дальнего Востока. Электростанция обладает большим экспортным потенциалом и может давать прибыль за счет поставок электроэнергии в другие страны.

Мощности станции можно будет использовать по таким направлениям:

  • производство водорода в Камчатском крае;
  • прокладка линий электропередач в Приморский край и Хабаровскую область;
  • поставки электрической энергии в Японию, Китай, другие страны;
  • переработка угля в горючие углероды (метанол или синтетическую нефть).

Планируется, что в конструкцию станции будут встроены рыбопропускные сооружения и шлюзы, обеспечивающие проход судов различной вместительности. На верхней части плотины разместится автомобильная дорога, которая свяжет между собой Камчатку и Магадан.

Немаловажно, что с появлением ПЭС Россия сможет сократить выбросы парниковых газов и занять уверенные позиции в мире на водородном рынке.

А теперь оцените статью

Средний балл 4.3 / 5. Число голосов: 33

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: