Главная / Техника / Боевые экранопланы: что это такое, история создания, где посмотреть

Боевые экранопланы: что это такое, история создания, где посмотреть

Название «экраноплан» произошло от двух французских слов – «ecran» (экран) и «planer» (планировать). Это боевое транспортное средство, которое умеет летать на малой высоте за счет так называемого экранного эффекта.

Экраноплан «Каспийский монстр». Wikimedia Commons / К.Е.Сергеев (CC BY-SA 3.0)

Суть последнего состоит в том, что во время движения над опорной поверхностью – экраном (вода, земля, лед) – набегающий под крылья поток воздуха создает дополнительную подъемную силу, которую называют воздушной подушкой.

Одновременно корабль и самолет

Экранопланы – это промежуточное звено между кораблями и самолетами. В сравнении с первыми они отличаются более высокой скоростью, умея разгоняться до 600 км/ч, а по сравнению со вторыми – повышенной грузоподъемностью.

Кроме того, существуют модели экранопланов, которые способны отрываться от поверхности и долгое время лететь по воздуху в режиме самолета – экранолеты. Они гораздо безопаснее самолетов, так как для взлета и посадки им не требуется специальная взлетная полоса. Достаточно лишь небольшой акватории (даже при наличии сильного волнения воды) или маленького ровного куска суши.

При использовании экранопланов в военных целях большое значение имеет их незаметность на радарах по причине полета на малой высоте. И, конечно, низкая угроза противокорабельных мин. Хотя у этих летательных аппаратов есть и недостатки: они не могут летать над неровной поверхностью и отличаются недостаточной маневренностью.

История создания

Над проектированием воздушного судна, умеющего летать над льдами, пустыней и водой, работали ученые из разных стран. Но впервые столкнулся с эффектом аэродинамической воздушной подушки авиаконструктор И. Сикорский, когда его корабль Илья Муромец по непонятным причинам долго удерживался на небольшой высоте и не садился на землю.

Эффект был описан, а идеей его использования заинтересовались многие. Но настоящего успеха добилось ЦКБ под руководством Р. Алексеева. Именно ему принадлежит пальма первенства в создании экраноплана.

Первый полет экранолета СМ-1 был выполнен в июле 1961 года, пилотировал его главный конструктор Р. Алексеев. Уже через год доработанную версию СМ-2 продемонстрировали Н.С. Хрущеву.

Экраноплан «Орлёнок». Wikimedia Commons / Mike1979 Russia (CC BY-SA 4.0)

После чего была принята государственная программа по созданию боевых экранопланов для советской армии и ВМФ.

«Каспийский монстр» и «Лунь»

С 1962 по 1965 гг. ЦКБ под руководством Р. Алексеева работало над созданием самого большого на то время летательного аппарата – экраноплана КМ. За устрашающий вид и гигантские размеры на Западе его прозвали «Каспийским монстром». В длину судно имело 92 м, а размах крыльев составлял почти 38 м – рекорд для таких аппаратов.

В 1972 г. на его основе был построен первый действующий экранолет «Орленок», который предназначался для переброски морского десанта на дальние расстояния. К 1983 г. пять таких экранолетов вошли в состав морской авиации. Однако с 1984 г. все программы по развитию данного направления были свернуты.

Бюро Алексеева работало в те годы над боевым ракетоносным экранопланом «Лунь». Это был своеобразный гибрид, объединяющий в себе свойства самолета и корабля. На его борту находились шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит». «Лунь» развивал скорость до 500 км/ч и мог передвигаться на расстояния до 2000 км. Проект казался перспективным, но был приостановлен из-за распада СССР.

О дальнейшей судьбе «Каспийского монстра», «Орленка» и «Луня»

«Каспийский монстр» утонул во время испытаний в 1980 г. Его обломки так и остались лежать на дне Каспийского моря. Экранолеты серии «Орленок» перестали летать в 1993 году, так как на их эксплуатацию у Каспийской флотилии не было денег. Сейчас остался лишь один экземпляр, он стоит на пьедестале в музее ВМФ в Тушине.

«Лунь» долгие годы стоял на территории завода «Дагдизель». Одно время появилась идея сделать из него памятник в Кронштадте. Но от нее пришлось отказаться из-за слишком высокой стоимости перевозки.

Экраноплан «Лунь». Wikimedia Commons / Alexey Komarov (CC BY-SA 4.0)

Совсем недавно корабль-самолет был переправлен из Каспийска в Дербент, где он должен стать центральным экспонатом парка «Патриот». Сейчас для него изготавливают бетонный постамент. А он пока лежит на пляже.

А теперь оцените статью

Средний балл 5 / 5. Число голосов: 1

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: