Близость водоема является большим преимуществом при выборе места жительства или отдыха. Многие собственники земельных участков у озера или реки задумываются о строительстве собственного пирса, который позволяет подойти максимально близко к воде. Однако перед проведением строительных работ стоит детально разобраться, что представляет собой пирс, для каких целей он используется и чем отличается от причала.
Что такое пирс?
Пирсом называют гидротехническое сооружение, которое устанавливается на водоеме для швартовки катеров или яхт. Конструкция размещается перпендикулярно в отношении побережья и может строиться на различную длину. Самым длинным в мире является пирс в английском городе Саутэнд, который имеет протяженность 2,16 км. Он больше напоминает мост и оборудован железной дорогой, позволяющей добраться до конца конструкции на паровозе с несколькими миниатюрными вагонами.
В конструктивном отношении пирс представляет собой помост, который поднимается над водой посредством опор. Вода свободно проходит между сваями и позволяет избежать заиливания грунта у берегов. В зависимости от назначения и месторасположения пирсы могут изготавливаться из разных материалов. Они бывают как простыми деревянными, так и основательными – из металла или железобетона.
Виды пирсов
Классификация пирсов предусматривает их деление по назначению. В зависимости от целей использования они бывают таких типов:
- Рабочие – используются для швартовки, загрузки/разгрузки судов. Могут иметь разные формы согласно особенностям водоема. Так, в портах с малой приливной нагрузкой обычно обустраивают пальчиковые пирсы с большой доступной длиной для стоянки плавательных средств.
- Прогулочные – применяются для прогулок и других рекреационных целей. Их можно использовать для купания, принятия солнечных ванн, организации фотосессий, обустройства кафе. Такие конструкции бывают открытыми или закрытыми, часто имеют по две палубы, оснащаются аттракционами и другими развлечениями.
- Рыболовные – подходят для рыбной ловли. Обычно это «свободные» пирсы в портах, которые не используются для швартовки судов.
Часто пирсы комбинируют сразу несколько функций. К примеру, прогулочные конструкции могут использоваться для швартовки пароходов или катеров, а рабочие – для прогулок и развлечений. Многие пирсы изготавливаются в виде плавающих платформ, которые способны подниматься во время прилива вместе с судами. Это позволяет избежать натяжения швартовочных канатов и предупредить повреждения лодок.
Что такое причал?
Термин «причал» появился в конце XIX столетия и первоначально обозначал канат, которым суда привязывали к берегу. Позже он приобрел другое значение, под которым понимают специально оборудованное место на водоеме для швартовки судов.
Конструкция может располагаться на море, реках, озерах и применяется как для стоянки, так и для ремонтных, грузовых и других операций.
Как и в случае с пирсом, причалы делятся на несколько разновидностей, определяющих их конечное назначение:
- грузовые – используются для погрузки или разгрузки судов и оборудуются кранами, складскими помещениями, железнодорожными путями;
- ремонтные – обустраиваются на территориях судоремонтных заводов для проведения ремонта кораблей;
- пассажирские – оборудуются на морских вокзалах для посадки или высадки пассажиров;
- контейнерные – применяются для загрузки/разгрузки контейнеров, оснащаются специальными кранами для проведения подобных работ;
- риферные – предназначены для погрузки или разгрузки продукции из рефрижераторных судов.
Отличие пирса от причала
Главное отличие между причалом и пирсом заключается в особенностях их расположения. Пирс размещается перпендикулярно береговой линии и частично или полностью вдается в водоем. Его строительство позволяет организовать удобную стоянку для большого числа плавсредств, причем даже в том случае, если побережье имеет небольшую протяженность.
Причал располагается параллельно береговой линии. Помимо места для швартовки судов, он может использоваться в качестве набережной или служить укрепляющей конструкцией берега.