Самый большой на планете океан изрезан множеством транспортных путей. Это наиболее протяженные в мире водные магистрали, соединяющие между собой Евразию, американские континенты, Австралию с Индонезией. К примеру, протяженность морского пути Панама-Сингапур 10,8 тыс. миль (20 тыс. км). В Тихом океане безостановочные переходы длиной 6 тыс. миль и более – обычное дело.
Тихий океан считается вторым после Атлантического по интенсивности курсирования судов. На его берегах множество крупных портов, принимающих океанские суда:
- Китай: Шанхай, Гонконг, Далянь, Гуанчжоу, Циндао и др.;
- Австралия: Сингапур, Брисбен, Мельбурн, Таунсвилл, Сидней и др.;
- Америка: Ванкувер, Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вальпараисо (Чили), Кальяо (Перу) и др.;
- Россия: Владивосток;
- Япония: Осака, Токио, Иокогама и др.
Самая высокая концентрация грузооборота – в азиатских портах. Это ¾ всего тихоокеанского оборота. Существуют три основных направления тихоокеанского судоходства.
Транстихоокеанское направление
Считается ведущим и включает в себя 3 основных артерии:
- Западные порты Северной Америки (Ванкувер, Лос-Анджелес) – Филиппины (Манила), Япония, Китай и обратно. Протяженность пути более 4,5 тыс. миль.
- Порты западной части Южной Америки, Панамский канал – Япония, КНДР, Малайзия, Тайвань.
- Мыс Горн – азиатские порты.
Номенклатура перевозимых грузов обширна: от продовольствия до различного оборудования. Япония и другие азиатские страны получают по этому пути полезные ископаемые, зерно, пиломатериалы. Обратно отправляют оборудование, аппаратуру, автомобили, рыбу и морепродукты, ткани.
Американо-австралийское направление
Является связующим звеном между австралийским континентом, Новой Зеландией с американскими портами.
Здесь разработаны также три основных пути:
- Сидней (Австралия) – Гавайи – Северная Америка.
- Сидней – Панамский канал.
- Сидней – Южная Америка.
Суда доставляют из Австралии натуральную шерсть, цинк и свинец, взамен привозя из США и южноамериканских стран оборудование, автомобили, разные приборы.
Азиатско-австралийское направление
Артерия соединяет японские порты с австралийскими и новозеландскими. Во второй половине XX века экономический и торговый потенциал Японии и ряда других южно-азиатских стран существенно вырос. Появилась потребность в интенсивном судоходстве для налаживания регулярных грузовых рейсов.
Сейчас по маршруту доставляют из Австралии и новой Зеландии шерсть, каменный уголь, железную руду, зерно и продукты питания.
Другие транспортные магистрали
Кроме трех основных направлений, Тихий океан перечерчивает множество транспортных артерий. Например, с западной стороны американского континента проложена магистраль, соединяющая Северную и Южную Америку со стороны Тихого океана. Магистраль проникает и на восточное побережье – через Панамский канал. По нему из южноамериканских стран в восточные порты Северной Америки переправляют полезные ископаемые и другие грузы.
Проход через канал занимает от 4 до 10 часов. Этот путь почти в 3 раза короче, нежели идти через мыс Горн, и он обходится в 10 раз дешевле.
Все торговые компании заинтересованы в максимально быстрой и финансово выгодной доставке своих товаров и грузов. Рациональная организация судоходства полностью зависит от правильного выбора транспортной магистрали.