Главная / География / Что такое фарватер в навигации и как его обозначают?

Что такое фарватер в навигации и как его обозначают?

В описаниях событий, происходящих на море или пресноводном водоёме, нередко встречается слово «фарватер». Людям, далёким от мореплавания и водной стихии, порой сложно понять, о чём идёт речь.

Давайте рассмотрим, что же такое фарватер в морской и речной навигации.

Что обозначает слово «фарватер»?

Как и подавляющее большинство морских терминов, слово «фарватер» пришло к нам из голландского языка вместе с царём-реформатором Петром. Голландский термин «vaarwater» образован соединением двух более простых слов: «varen»плыть и «water»вода. Он означает безопасную водную трассу, по которой судно может пройти, не рискуя сесть на мель или напороться на подводное препятствие.

Знание фарватера особенно необходимо в речном судоходстве, так как русло реки не везде обладает глубиной, достаточно для прохода крупного корабля с большой осадкой. Кроме мелей, опасность для судов представляют подводные рифы – спрятанные под водой скалы или гряды скал, возвышающиеся над ровной поверхностью дна. Столкновение с конструкциями затонувшего корабля или оставшимися со времён войны минами тоже не сулит судну ничего хорошего.

Разновидности фарватеров

В соответствии с их назначением различают фарватеры:

  • главный – используемый в качестве основного пути при плавании по реке, в шхерах или при заходе в бухту с моря;
  • подходный – необходимый для подхода к наружной части порта;
  • соединительный – предназначенный для соединения главных и/или подходных фарватеров.

По уровню обследования и надёжности фарватер может быть:

  • протраленным гидрографическим тралом, удаляющим с поверхности дна опасные предметы и образования;
  • обследованным методом промера глубин, с нанесением на навигационную карту;
  • недостаточно обследованным, т.е. без указания глубин в картах и лоциях, но уже пройденным судном с определённым водоизмещением.

Фарватер может быть проложен:

  • в шельфовой зоне моря – морской;
  • между шхерами – шхерный;
  • по руслу реки – речной и т.д.

Хотя гидролокационное оборудование снижает риск столкновения с подводными скалами и другими опасностями, но знание фарватера всё равно остаётся для моряков насущной необходимостью.

Безопасный фарватер

Существует ряд параметров, в соответствии с которыми фарватер признаётся безопасным для судоходства. Сюда входят:

  • глубина, достаточная для прохода судов с определённым уровнем осадки;
  • ширина, необходимая для прохода одного или нескольких судов;
  • наличие достаточно длинных прямолинейных участков между поворотами пути;
  • кривизна поворотов, достаточная для разворота крупных кораблей;
  • размеры шлюзов, рассчитанные на размещение судов определённой величины;
  • высота мостов, достаточная для прохождения судов;
  • отсутствие сильных течений, способных сбить судно с курса или занести русло песком.

Если хотя бы один из параметров не соответствует размерам или осадке корабля, фарватер не может считаться безопасным.

Как обозначают фарватер?

Как правило, специальные знаки для обозначения фарватера используют в речном судоходстве. Для этого на воде размещают плавучие указатели – бакены или буи, а на берегу – створные, перевальные и другие знаки. На шлюзах и в узких местах очерёдность пропуска судов регулируется светофорами или семафорами.

Плавучие знаки

  • Бакен – плавучая пирамида с тремя гранями, изготовленная из дерева и закреплённая на плавучих плотиках. Снизу на длинном тросе прикреплён якорь или груз, удерживающий бакен на месте.
  • Буй – конусообразный плавучий знак, изготовленный из стального листа. В его верхней части закреплён проблесковый фонарь, который включается с наступлением темноты. Чтобы избежать переворачивания, в нижнюю часть буя закладывают бетонный утяжелитель. В настоящее время повсеместно бакены заменяют буями, поскольку буй более практичен, надёжен и лучше виден с корабля.
  • Веха – закреплённый на плавучем плотике шест с метёлкой либо перекладиной на конце. Вехи используют там, где судоходство разрешено только в дневное время. Иногда веху устанавливают временно, если бакен или буй пришёл в негодность или был сорван со своего места.

Знаки с левой стороны фарватера обозначают зелёным цветом, с правой – красным.

Створные знаки

Чтобы легче определять местоположение судна, на берегах рек, озёр и водохранилищ устанавливают створные знаки. Это конструкции особой формы с расположенным наверху знаком – прямоугольником, треугольником или квадратом, окрашенным в красный, жёлтый, белый или чёрный цвет. Створные знаки хорошо различимы лишь с основного направления, рассмотреть их под углом почти невозможно. В навигации используются следующие виды створных знаков:

  • осевые, или линейные, показывающие направление судового хода;
  • щелевые, указывающие ширину и направление фарватера;
  • кромочные, предупреждающие о кромках судового хода;
  • перевальные, сигнализирующие о том, что фарватер переходит от одного берега к другому;
  • створно-перевальные, состоящие одновременно из осевого и перевального знака.

В настоящее время обычные створные знаки заменяют лазерными створами, в которых функцию указателя выполняет безопасный для глаз лазерный луч. Он заметен на расстоянии от полутора километров при любой погоде, что существенно повышает безопасность навигации на внутренних водоёмах.

А теперь оцените статью

Средний балл 4 / 5. Число голосов: 9

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: