Главная / Техника / Танкер – что это такое, типы и характеристики судов, какие грузы перевозят

Танкер – что это такое, типы и характеристики судов, какие грузы перевозят

Танкеры относятся к разновидности морских или речных судов, используемых для транспортировки жидких грузов. Они могут иметь разные размеры и отличаться широким разнообразием грузоподъемности – в среднем от 150 до 500 тыс. тонн.

Впервые эти корабли появились в XIX веке и с того времени широко применяются для доставки нефти, нефтепродуктов, масла, химических веществ, различных пищевых жидкостей.

Что такое танкер?

Танкер представляет собой особый тип судна, где жидкие продукты заливаются внутрь корпуса. Всё грузовое пространство таких судов делится на части посредством поперечных и продольных переборок, а отдельные помещения отводятся под насосы для последующей выкачки в порту. Наиболее распространенными являются нефтяные танкеры, которые используются как на реках, так и в морях или океанах. Они могут быть мало-, средне-, крупнотоннажными и строиться с учетом навигационных условий.

На сегодня в мире насчитывается около 7 тыс. нефтяных танкеров. Поскольку расходы на перевозку нефти уменьшаются по мере роста размера судна, танкеры стремятся создавать максимально габаритными. Некоторые из них относятся к категории супертанкеров, то есть являются очень вместительными, курсируют по океанам и перевозят сырую нефть от участков добычи к потребителям.

Когда появились танкеры?

В XIX веке люди начали осваивать жидкое топливо, поэтому нуждались в особом транспорте для перевозки нефти на большие расстояния. Первым аналогом современного танкера стала шхуна «Александр», которая в 1873 году была приспособлена под доставку нефтепродуктов. Ее владельцы братья Артемьевы встроили в корпус железные ящики, куда заливали жидкое топливо. Выкачка после прибытия в пункт назначения осуществлялась ручным насосом.

Идея Артемьевых была подхвачена братьями Нобель, которые в 1876 году заказали в Швейцарии строительство первого в мире танкера-теплохода «Зороастр». Изначально судно оснащалось 8 цистернами, но в дальнейшем нефть стали заливать прямо в корпус. После успешной эксплуатации «Зороастра» начали строить новые суда на паровых машинах, а в 1903 году в России появился танкер «Вандал», который работал на дизельном двигателе.

Типы танкеров

Все современные танкеры классифицируются по назначению. Согласно этому критерию они бывают следующих типов:

  • нефтевозы – используются для транспортировки сырой нефти;
  • продуктовозы – предназначены для доставки нефтепродуктов;
  • бункеровщики – доставляют разные жидкости, такие как вода, масла, топливо и др.;
  • газовозы – обеспечивают перевозку сжиженного газа;
  • химвозы – транспортируют жидкие химические или пищевые продукты.

Существуют и более оригинальные разновидности танкеров. Так, танкеры-площадки оборудуются верхней палубой, которая используется для транспортировки дополнительных грузов. Танкеры-толкачи применяются на реках и выполняют такую функцию, как толкание перед собой нефтеналивной баржи. Балктанкеры рассчитаны на перевозку как жидких, так и сыпучих грузов.

Интересные факты

Существует множество интересных фактов, связанных с эксплуатацией танкеров. Приведем некоторые из них:

  • До появления танкеров нефть перевозили в оцинкованных ящиках или бочках, которые устанавливали на палубе.
  • Танкер «Вандал», построенный в 1903 году в Нижнем Новгороде, стал первым в мире теплоходом.
  • В 1970-х годах около 30 % всего мирового танкерного флота было зарегистрировано под флагом Либерии. Это связано с простым процессом регистрации и возможностью быстро выводить капитал.
  • Крупнейшим в мире танкером было судно Knock Nevis, построенное в Японии в 1976 году. Его водоизмещение составляло 657 тыс. тонн, а длина достигала 458 метров. Судно прослужило более трех десятилетий, но в 2010 году было разобрано на металл.
  • В Гонолулу сохранился единственный в мире парусный танкер под названием Falls of Clyde. Он представляет четырехмачтовый барк, созданный в Шотландии в 1878 году.

Особенности перевозимых грузов делают танкеры источником высокого экологического риска. Аварии и кораблекрушения этих суден часто приводят к разливу нефти, что влечет за собой гибель рыб, птиц, морских и береговых животных. В связи с этим в мире начали предъявлять ряд требований к эксплуатации и конструкции кораблей. В частности, они должны быть двухкорпусными, иметь двойные борта и дно.

А теперь оцените статью

Средний балл 0 / 5. Число голосов: 0

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: